КРАСНАЯ ШАПОЧКА
2022, Россия, 96 мин.
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
Режиссёр: Лина Арифулина, Александр Баршак, Артем Аксененко
В ролях: Таисья Калинина, Олег Чугунов, Данила Якушев, Екатерина Климова, Ирина Розанова, Алексей Барабаш, Алексей Серебряков, Юрий Чурсин, Нино Нинидзе, Павел Кузьмин, Иван Кокорин
Что нужно для того, чтобы снять хорошее кино? Вопрос, разумеется, риторический, и каждый сам найдёт на него ответ. Для кого-то продуманный сюжет – залог хорошего фильма, кому-то достаточно яркой графики, а кто-то готов смотреть любой фильм, если в центральных ролях его любимые актёры. Впрочем, никто не станет спорить с тем, что кино должно увлекать и говорить со зрителем, доносить до него определённые идеи и мысли, делать его на время соучастником действа.
У новой отечественной версии старой сказки о Красной шапочке имелось аж три режиссёра, четыре сценариста и приличный бюджет, чтобы рассказать зрителю классическую и знакомую с детства историю на новый лад. Но что-то где-то не срослось, потому что «Красная Шапочка» Лины Арифулиной, Александра Баршака и Артёма Аксёненко – это ещё одна обидная демонстрация того, как хорошие идеи и наработки разбиваются о человеческую некомпетентность, лень и веру в то, что современный российский зритель «схавает» что дают и не поморщится. Так-то оно может и так, да вот только зритель уже давно не тот, что был раньше, терпеливо сносящий всяческие бюджетные поделки с закосом под блокбастер, фальшь мы распознаём сразу, а ещё запоминаем тех, кто нас держит за идиотов.
А ведь начиналось всё довольно неплохо. Сказочная страна, где у некоторых людей существуют насекомые-фамильяры, красивые декорации улиц, приятные костюмы и не самые убогие спецэффекты. На страже покоя в этой стране стоит Волкобой – местный герой, изгнавший стаю волков-оборотней в дикий дремучий лес, закрепив города за людьми. Только вот вожак стаи Вестар не намерен так просто отступать и нападает на семью Волкобоя, одерживая верх. Спустя тринадцать лет дочь Волкобоя, которую все зовут просто Шапка (угадайте почему), живёт в мире победившего волчьего тоталитаризма. Люди трудятся на благо волков, которые ведут себя как полное быдло, облагают население налогами и ущемляют соседей в правах. Только храбрая и дерзкая Шапка верит, что однажды её отец вернётся и изгонит волков обратно в леса, но её матушка Мари и бабушка скрывают от дочери правду об отце. Обретя секиру своего родителя, Шапка чувствует необъяснимую силу, которая открывает ей дорогу в другой мир, где люди незнакомы с магией и ездят в железных колесницах. Не желая упускать последнего потомка Волкобоя, Вестар отправляет вслед за Шапкой своего первенца – Харди, для которого выслужиться перед отцом – последний шанс стать новым вожаком стаи и отнять власть у любимчика Вестара – волчонка Морриса, который аж слишком неравнодушен к девочке.
«Красная Шапочка» ровно до своего финала производит по-настоящему хорошее впечатление. Здесь можно смело хвалить работу художников-постановщиков, реквизиторов, костюмеров – благодаря их стараниям волшебный мир на экране ощущается настоящим. Особенно радуют мелкие детали быта, на которых не акцентируют внимание, но которые присутствуют в кадре, что делает картинку реалистичной. К примеру, весь дизайн волчьей стаи выполнен в стилистике готического стимпанка, а актёры в своей человеческой форме старательно отыгрывают волчьи замашки. При этом чаще всего это выглядит не как дуракаваляние, а как обычные волчьи манеры. Странным, но по-своему стильным и атмосферным, эпизодом стало выступление группы «Би-2» в качестве артистов волчьей стаи, и их фирменный стиль выглядит очень гармонично в рамках истории, хотя и ощущается как затянутый видеоклип на песню.
Актёры чаще всего играют сносно, и хочется выделить прекрасных Екатерину Климову в роли матери Шапки и Нино Нинидзе в роли волчицы Берты, жены Харди. Из мужчин выделяется, бесспорно, Юрий Чурсин, чей Харди получился настолько инфернально обаятельным, что болеешь невольно за этого отечественного «Северуса Снейпа» с его сальными патлами и плотоядным взглядом, чем за девочку с топором. Впрочем, Таисья Калинина, эта самая девочка с топором, так же не теряется в кадре и временами выдаёт неплохой отыгрыш.
И всё было бы хорошо и прекрасно, и поставили бы мы сказке все пять звёзд, если бы не одна большая проблема, на которую, при всей нашей лояльности, не получается закрыть глаза. А проблема в том, что у «Красной шапочки» нет третьего акта. Вообще. Вернее, он как бы есть, куцый, невнятный, полный недосказанности и каких-то маловразумительных намёков, но едва ли этого достаточно зрителю, который двадцать минут наблюдал за тем, как девочка отважно гоняется по Санкт-Петербургу от стаи CGI-волков на машине, сражается с ними секирой, чтобы вместо эпичной финальной драки с главарём получить малопонятный твист с летающим топором и слащавую сцену, которой режиссёры то ли попытались прикрыть неудобную правду, что главная героиня и вся её семья погибла от клыков волков, то ли… Да чёрт их знает! Лента заканчивается абсолютно нелогично, а финальные титры наступают раньше, чем зритель успевает переварить поступающую информацию. А затем уже, как бы фильм не нравился поначалу, наступает острое отторжение и ощущение обманутых ожиданий, когда хочется упрекнуть сценаристов в полной творческой несостоятельности и неспособности придумать логичный и внятный финал для своей истории.
Как бы там ни было, «Красная Шапочка» – сказка красивая и местами даже эффектная, но уничтожающая сама себя в финале полным отсутствием этого самого финала как такового. Хочется спросить у задействованных актёров и всей съёмочной бригады, как они сами относятся к такой своей работе и считают ли уместным то, как некрасиво их фильм выступил в прокате в это непростое для российского кинобизнеса время, когда права на ошибку больше нет.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 22 сентября