Исполнитель одной из ролей в фильме, который называют ирландским «Бойцовским клубом», посетил Москву и ответил на наши вопросы.
Я решаю пройтись по старому Арбату – до заявленного времени интервью остаётся больше часа, а центр города – то самое место, где можно найти поздний обед на любой вкус. Перехожу дорогу и тут же сталкиваюсь с интересными персонажами: обычно в начале улицы стоят аниматоры в ростовых костюмах, но сегодня их явно сместили с привычных позиций. Навстречу мне непрерывным потоком движутся развеселые компании людей в пёстрой одежде – превалирует, конечно, зелёный – во фраках, котелках, платьях, килтах и вообще во всем, что либо готовилось для шествия на протяжении долгого времени, либо попалось под руку с утра.
В городе сегодня можно найти все оттенки изумрудного – на мне самой тёмно-зелёные брюки – в честь Дня святого Патрика, который вчерашним вечером бурно праздновала Москва. Сегодня же, в субботу, был юбилейный парад – правда не здесь, а в «Сокольниках», но программа Ирландского фестиваля настолько
разнообразна и насыщена, что толпы так или иначе празднующих растекаются по всему городу. Кто-то просто гуляет по улицам, заметно оживляя окружающую серость (с погодой можно сказать, что повезло, но небо пасмурное), отправляется на различные концерты или – не опять, а снова – прямиком в паб. Меня же ждет Irish Film Festival, тоже отмечающий в этом году юбилей.
Суббота в «Октябре» расписана почти поминутно – днём показывали «Чертовски симпатичен» с Фионном О’Шеа и Эндрю Скоттом, еще через два часа – «Хулиганьё», основанный на реальных событиях, и «Однажды», получивший в 2007 году «Оскар» за лучшую песню к фильму. Семичасовой сеанс – «Трейдеры» Рэйчел Мориарти и Питера Мёрфи. Создатели приехали в Москву вместе с исполнителем одной из ролей Питером О’Мира, чтобы представить свою картину и после просмотра ответить на вопросы зрителей. У меня чуть более эксклюзивное задание – встретиться со всей тройкой для интервью. До начала фильма. Именно это условие делает положение и несколько затруднительным: «Трейдеров» прозвали ирландским «Бойцовским клубом», у фильма неплохие рейтинги и довольно внушительный для дебюта двух режиссёров каст (из знакомых лиц – Киллиан Скотт, который снимался в «Голгофе» и недавно стартовавшей в российском прокате
«Афере по-английски» и Джон Брэдли из «Игры престолов»). О сюжете мало внятной информации: после того, как компания главного героя обанкротилась, он потерял всё и спустя некоторое время принял сомнительное предложение от друга – заняться «трейдингом», «опасным и нелегальным» способом удвоить свои накопления.
Что такое «трейдинг» в понимании создателей, я, несмотря на посильные объяснения Питера, окончательно узнаю только после просмотра. Тем не менее, понимаю, что мой предварительный вопрос о том, опирался ли он на какие-либо реальные случаи или новостные заметки о банкротстве и экономическом кризисе, заставляющем людей сводить счеты с жизнью, что называется, попал в десятку. А ещё радуюсь тому, что слова Джерарда МакКарти и Анны Грязновой, сооснователя и директора кинофестиваля,
оказались правдой: на Irish Film Festival действительно можно прийти и почувствовать себя как дома – после окончания фильма я получаю возможность еще раз поговорить с О'Мира и уточнить пару деталей.
В первый же раз он появляется передо мной в кафетерии «Октября»: чёрный костюм, чёрное пальто и алый шёлковый шарф. Энергично протягивает мне руку, представляется и садится напротив. Я опускаюсь на свой диван, думая о том, что, если бы не сопровождающий переводчик, которому указали куда идти, мы бы вряд ли нашлись: во всяком случае, Питер ни разу не похож на свою собственную фотографию в интернете. Он тут же спрашивает, как проходит День святого Патрика и я, совершенно забыв про переводчика, указываю ему на свой стаканчик с кофе: «Латте с ирландским кремом. Продолжаем гулять». «Отлично», – улыбается Питер.
– Как вам Москва? Вы здесь впервые?
– Да, я первый раз в Москве. И мое впечатление такое: это – абсолютно уникальное место, не сравнимое ни с каким другим в мире. Очень историческое, потому что город отражает столько лет, столько событий, столько слоев истории… Находиться здесь – настоящая честь и большое удовольствие. Для меня представлять в Москве наш небольшой ирландский фильм – значит объединять национальную страсть ирландцев к творчеству с сильными созидательными русскими традициями. Ведь это место, где родились многие прекрасные актёры, музыканты и писатели. По-настоящему удивительный город, еще раз повторюсь, что очень рад оказаться здесь.
– Видели парад? Или хотя бы его часть?
– Да-да, видел, мне очень понравилось.
– В этом году РПЦ признала День святого Патрика официальным праздником, так что мы рады разделить его с ирландцами. Что касается фильма, я пока его не видела, поэтому можете ли вы рассказать немного о своем персонаже?
– Фильм рассказывает о том, что могло бы случиться, если бы произошла экономическая катастрофа. Восемь банков теряют около четырнадцати миллиардов евро, огромные деньги. За этим следуют немедленные увольнения сотрудников, которые не могут найти новую работу. Так вот, одному из героев приходит в голову идея «трейдинга». Этот процесс включает в себя встречу двух людей, которые смогли накопить достаточное количество денег для того, чтобы поставить их на кон. После этого они дерутся до смерти. Победитель забирает всю сумму. Это примерное описание сюжета. И мой герой он, скажем так… (Питер задумывается). Он словно дирижер в оркестре. Вы знаете, человек, кто следит за тем, как исполняется музыка, который руководит всеми музыкантами. В то же время он находится за спинами других и наблюдает за происходящим.
– Вы использовали какую-то фактическую информацию при подготовке к роли? Связанную с экономическими кризисами, например. Возможно, не личный опыт, конечно, но рассказы знакомых или новостные сюжеты?
– Да. Экономический кризис для Ирландии – довольно чувствительная тема. Это реальная проблема. Но то, о чем идет речь в фильме, могло случиться где угодно. Людям знакомо это явление, и я думаю, что Россия – не исключение. Поэтому фильм работает везде, кризис – это международное понятие, близкое каждому. Конечно, я ознакомился с информацией по этому поводу – экономические исследования, новостные статьи, но я не опирался на какой-то определенный инцидент. Всё, что нужно было знать, уже было в сценарии. Знаете, если вы проедетесь по некоторым районам Ирландии, то увидите много недостроенных зданий. Это наглядная иллюстрация того, какими стремительными темпами развивалась экономика, а потом внезапно всё замерло.
– Ощущение пустоты, да?
– Да. Такие места называют призрачными районами. Вещественное доказательство того, что случилось.
– Какая черта вашего героя привлекла вас большего всего? Что вообще заставило участвовать в этом проекте?
– Я играл в телевизионном сериале под названием «Любовь/Ненависть». Это очень популярный в Ирландии проект, и мой персонаж там – дантист, который попадает в неприятности, в опасную переделку с гангстерами. «Любовь/Ненависть» – вообще история про гангстеров, про криминальный мир, наркотики. И мой герой в этом сериале – типичный представитель среднего класса, который вынужден оказаться в этом опасном мире, потому что он задолжал много денег. И он очень растерян, он никак не может контролировать ситуацию, в которой оказался. Скажем, это человек, который легко сдаётся. И если сравнивать этого героя с тем персонажем, которого я играю в этом фильме, то герой из «Трейдеров», Энтони, намного более жёсткий. Он сидел в тюрьме, и вообще представляет собой полную противоположность моему герою из сериала. Абсолютно другой человек, резкий, жестокий, непредсказуемый.
– То есть роль предполагала некий вызов для вас как для актёра?
– Определённо. Сценарий предполагал отличную фактурную роль. Намного мрачнее, чем я играл до этого.
– Как вы думаете, какую идею фильм доносит до зрителя в итоге? Он о противоречии между рискованным бизнесом и «тихой гаванью» или о чем-то еще?
– Я считаю, что «Трейдеры» – это фантастическое полуторачасовое путешествие. Там много идей, которые уравновешивают друг друга. И мы создавали его при очень ограниченном бюджете, чем действительно гордимся. У нас не было таких вещей, которые обычно бывают, когда ты снимаешь кино, вроде удобных трейлеров. Вообще с комфортом дела обстояли туго – мы снимали при ужасной погоде, было очень холодно. Но мы все были в восторге от проекта и вкладывали в него все силы, действовали заодно. Я и представить себе не мог, когда работал над «Трейдерами», что два года спустя после того, как мы закончим съемки, я буду в Москве, сидеть напротив вас и рассказывать о фильме. Так что я счастливчик.
– Определённо. И мне тоже повезло. Я читала много положительных отзывов, и самым распространённым определением, которое мне встречалось, было сравнение с «Бойцовским клубом». Можете назвать какие-нибудь эпизоды, которые на съёмках запомнились вам больше всего – например, жестокие или наоборот, весёлые?
– Да. Я помню сцену… Хм, как бы не сболтнуть лишнего… О съёмочном процессе я, наверное, скажу в целом – у меня остались только приятные впечатления. Даже несмотря на холод. Мы все собрались вместе, нас объединяло это чувство радости, которое заставило…
– Забыть обо всех неудобствах?
– Именно. Знаете, на площадке было чувство, что мы – одна семья. И иногда во время съёмок, как это и бывает в любой семье, случались свои взлёты и падения, иногда происходящее становились слегка драматичным. Но в целом всё шло очень ровно, в основном, благодаря хорошему сценарию и людям, которые работали над проектом. Мы доверяли друг другу и наслаждались процессом. У нас были прекрасные режиссёры – Рейчел [Мориарти] и Питер [Мёрфи] и чудесный оператор – Питер Робертсон. Так что, думаю, главное впечатление со съёмок – это ощущение командной работы. (Питер задумывается на пару секунд). И да, некоторые сцены наполнены насилием, некоторые – юмором, и это хорошее сочетание (улыбается).
– Мой последний, как я предполагаю, вопрос как раз об этом. Как вы думаете, какое настроение у «Трейдеров» – драматическое или все же преобладает оптимистичный настрой?
– Это забавный фильм с элементами экшена. Оптимистичен ли он? Да, я думаю, в нём определенно присутствует такая составляющая.
– Можно сказать, что это – смесь того и другого?
– Это маленькое приключение. Я не считаю, что он как-то сгущает краски, скорее показывает то, что происходит, когда люди теряют всё. На что они готовы пойти в такой ситуации.
– Когда они доходят до полного отчаяния.
– Да. «Трейдеров» можно назвать боевиком, который развивается с помощью ведущих персонажей, потому что зритель следит за ними. Это фильм, которым стоит по-настоящему насладиться. Это не тяжёлое кино, больше развлечение. И надеюсь, людям понравится.
– Я тоже надеюсь. Показ начнется примерно через час…
– Будет интересно узнать ваше мнение после просмотра.
– Я останусь на Q&A (встреча зрителей с гостями фестиваля). Спасибо большое за интервью.
– Вам спасибо.
Через два с половиной часа я перебираюсь на второй ряд, чтобы быть поближе к Рейчел Мориарти, Питеру Мёрфи и Питеру О’Мира. Отдельно поговорить с режиссёрами и сценаристами в одном лице мне не удалось, но я не расстроена – их фильм говорит сам за себя. А задать интересующий меня вопрос я успеваю как раз на встрече со зрителями.
– Рейчел, Питер, я знаю, что это ваш полнометражный дебют – до этого вы сняли короткометражку. Как вам удалось собрать такой впечатляющий актерский состав, в картине мелькает много знакомых лиц, в том числе и уже с мировой известностью. Много времени ушло на кастинг?
Слово берет Рейчел:
– Знаете, самый первый совет для начинающих кинематографистов звучит следующим образом: не планируйте использовать много локаций и не задействуйте большое количество актёров. Мы же решили пойти от обратного и изменить этой традиции. Мы очень гордимся своим актёрским составом, рады, что в нашем проекте приняли участие известные люди, вроде Джона Брэдли, который снимается в «Игре престолов». Что касается подбора актёров – данные разнятся, кто-то согласился на роль довольно быстро, у кого-то ушло на это больше времени. Питер О’Мира, например, прислал видео пробы из Лос-Анджелеса, где он в тот момент снимался, остальные попали к нам другими путями.
Анна Ентякова
«Трейдеров» можно будет увидеть на фестивале ирландского кино в кинотеатре «Октябрь» 23 и 25 марта. Также в программе много других фильмов – полное расписание смотрите на официальном сайте.