СЧАСТЛИВОГО ДНЯ СМЕРТИ (HAPPY DEATH DAY)
2017, США, 96 мин.
Жанр: комедийно-детективный слэшер
Режиссер: Кристофер Лэндон
В ролях: Джессика Рот, Израэль Бруссар, Руби Модин, Лаура Клифтон, Джейсон Бэйл
Проснувшись с жутчайшего похмелья в общаге в комнате незнакомого парня, взбалмошная профурсетка с ярко выраженным пофигизмом по отношению к окружающим и едва уловимым сходством с Блейк Лайвли натягивает одежду, обувает красивые красные туфли, закидывается панадолом и устремляется навстречу новому дню – своему дню рождения. По дороге на birthday party юное дарование натыкается на маньяка в маске с аутентичным ножом в руках, испускает дух, а через мгновение просыпается в той же общаге с тем же незнакомцем, выходит на улицу и обнаруживает абсолютное сходство с днём вчерашним. По дороге на birthday party 2.0 в кадре не происходит ничего интересного, а вот уже на самой вечеринке юное дарование натыкается на того же маньяка в маске, и – вновь общага, незнакомец, красные туфли, панадол. Всякий смертельный удар укладывает в давно опостылевшую кроватку. Сурковость дня зашкаливает. Каждое утро – постпьяное, и оттого ещё обидней. Магическим образом день рождения превращается в день смерти, профурсетка – в шерлокхолмствующего новичка (нужно же разузнать, кто тебя убивает снова и снова и таки разорвать временную петлю), а на первый взгляд сюжетно избитый кинематограф – в бодрую, полушутливую, молодёжную слэшеровщину с нестыдной детективной интригой.
«Счастливого дня смерти» – продукт, вышедший из-под крыла Blumhouse, в котором нещадно эксплуатируются старые, как свет, мотивы, но здесь это скорей даже в плюс, ведь хорошая динамика, свежесть мысли в конкретных эпизодах и удачное сочетание нескольких жанров позволяют говорить о том, что перед нами – чертовски приятное и обаятельное кино. Берём условную Реджину Джордж, помещаем её в день сурка, прикрепляем потенциального бойфренда (из будущего), добавляем крика, который, естественно, в разгар вечеринки никто не услышит, проходим через несколько стандартных этапов, начиная с отрицания, продолжая резиньяцией на пару с усиливающейся астенией и заканчивая абсолютным «выздоровлением» – и день смерти опять превращается в день (пере)рождения. Срывая маску с маньяка, героиня, в первую очередь, сорвёт её с себя самой. Ну а далее – it’s a first day of the rest of your life, как и полагается. При этом авторы фильма не устают подкидывать один сюрприз за другим, благодаря чему интерес к происходящему просто не способен угаснуть, а всплывающие экивоки в сторону разных лент прошлого («Чужие среди нас» Карпентера, к примеру) станут приятным бонусом для киноманского ока. Но главное достижение режиссёра Кристофера Лэндона и его команды в том, что рисковая мультижанровость выглядит на удивление гармонично, ведь шуточки не затмевают саспенс, драматическая линия не конфликтует с детективной, а романтическая разгоняется ближе к концу, дополняя общую картину.
Оказавшись приятнейшей неожиданностью, этот фильм из ряда тех, что обычно показывают на Хэллоуин, ибо здешний мрачно-легкомысленный тон отлично коррелирует с инфернально-игривым настроением чёрного праздника. Не будучи кровавым хоррором, но с убийствами в кадре (порой, до жути забавными), не претендуя на уэскрейвеновскую каноничность, но имея в обойме каноничного маньяка, наконец, не злоупотребляя постмодернистским выпендрежем, лента Лэндона наглядно демонстрирует, что, если день рождения раз в году – оно скорее к счастью; что это, как говорится, a good day to die hard, а ещё, что добротно сотканная «с жанру по нитке» низкобюджетная поножовщина до сих пор способна завоевать симпатию. А где-то лондонский дождь до боли, до крика поздравляет тебя, и на каждой открытке я с любовью пишу – happy death day to you!
Денис Федорук
В кинотеатрах с 7 декабря