Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Лицо
Автор: Александр КолесниковДата: 14.04.2018 18:14
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЛИЦО (TWARZ)
2018, Польша, 91 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Малгожата Шумовска
В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Мальгожата Гороль, Роман Ганцарчик, Дариуш Чиджнаки



Польского режиссёра Малгожату Шумовскую можно считать любимицей Берлинале. Обзаведясь в 2015-м «Серебряным медведем» за драму «Тело», недавно она получила ещё одного «косолапого» за «Лицо». Надо полагать, через пару лет последуют «Руки», а затем и «Ноги»? Пани Малгожата знает секрет успеха, дружит со злобой дня и определённо на «ты» с сарказмом, выпуская послушливые стрелы в общество потребления и католицизм. Уроженка Кракова не стесняется использовать реальные факты наподобие возведения самой высокой статуи Христа, что в городе Свебодзин. Эпическое предприятие, призванное, по всей видимости, напомнить о роли христианства в современной Польше, круто сказалось на судьбе деревенского паренька Яцека. Местный рокер-металлист, обладатель стильной бороды, длинных волос, красочных татуировок и симпатичной невесты, вязал арматуру и свалился в тело монумента. Да так неудачно, что, очнувшись после тяжелейшей комы, обнаружил в зеркале совершенно незнакомое одутловатое лицо, с которым жизнь больше не будет прежней.

Если мать побелевшими губами нарекает родного сына «инопланетянином» и «чудовищем», прося священника изгнать дьявола, то с польской глубинкой явно что-то не так. Жертву несчастного случая, ставшего местной знаменитостью, кличут «мордой» и «рожей», но это как раз совсем неудивительно. Людям свойственно шарахаться от всех, кто отличается от толпы. А что она из себя представляет, пани-режиссёр любезно поясняет в первой же сцене, отправляя раздетую (условие акции) толпу на распродажу в супермаркет. Шумовская от души хлещет этих полудикарей бичом морали и проводит недвусмысленное сопоставление с традиционными символами села: стадами коров и свиней в хлеву. Среди забубенных земляков оригинал Яцек действительно выделяется, но, став калекой, познает все «прелести» изменившегося отношения. Что говорить, если весьма далекая от идей пуританства невеста, танцующая по ночам голышом с гимнастической лентой, прячется от избранника. В таком окружении жизнь не намного желаннее смерти, и этот вывод приходит на ум задолго до демонстрации богохульных сцен.

Антирелигиозный подтекст в фильме значительно важнее калеки с искусственным лицом, сыгранного мужем постановщицы. Треть фильма польский Данила Козловский, ещё две трети – Сэм Эллиот из «Маски» Богдановича слоняется по знакомым местам в тщетной надежде, что ещё не всё потеряно. В это время местная курия едва успевает заслушивать исповеди близких Яцека, испытывая особый интерес к пикантным подробностям личной жизни кающихся. Священники выставлены в таком неприглядном свете, что инквизиторы Ришелье из «Дьяволов» Кена Расселла на их фоне ангелы милосердия. Им явно ни к чему была бы несуразная статуя Спасителя. Ещё и с повернутой головой, чтоб смотрела в строго определенную сторону! Наблюдая за неприкрытыми насмешками по католическому адресу, не хочется сочувствовать трагедии неплохого парня, которая вдобавок не отличается оригинальностью. В «Открой глаза» Аменабара был похожий сюжет, как и в ремейке «Ванильное небо» с Томом Крузом. Даже наши кинематографисты справились лучше, чему в подтверждение «Живой» Александра Велединского. Герои этих фильмов проходили какой-то путь, совершали эволюцию, переживали взросление. В жизни Яцека меняется только лицо, но не он сам.

Может показаться странным, что подобное кино встречает высокое признание, но такова проза сегодняшнего дня. Расчётливая идея, циничные средства, тычки кому надо и сколько надо – вот и результат, можно заворачивать. За госпожу Шумовскую остаётся только порадоваться, к тому же просмотр «Лица» – далеко не худший способ потратить полтора часа личного времени. Если закрыть глаза на всю сатиру, то лента совсем не плоха, а история рассказана по-своему талантливо. Но проблема в том, что отбросить сопутствующий мусор так же сложно, как и в случае с недавней «Формой воды». Ленту Дель Торо, как и его самого, осыпали наградами, но преподнесли бы их академики, не будь в фэнтези-картине некрасивой женщины, пожилого гомосексуала, тупого шовиниста, чернокожей подруги и русских шпионов? «Лицо» из той же категории. Потенциально хорошая, хоть и не открывающая чего-то нового кинолента кричит о том, насколько она конъюнктурна. Даже расистские анекдоты здесь травят с самым искренним смехом – куда уж нагляднее! И раз нацелена картина на фестивальные награды в гораздо больше степени, нежели на зрительское признание, то стоит ли прощать ей эту беспринципность? Лишь в одном случае: если лента вызовет отклик в вашем сердце, а такой шанс есть.

Александр Колесников

В кинотеатрах с 26 апреля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 383 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio