ЛИЦО СО ШРАМОМ (CAPONE)
2020, Канада-США, 103 мин.
Жанр: драма, биография, криминал
Режиссёр: Джош Транк
В ролях: Том Харди, Линда Карделлини, Мэтт Диллон, Ал Сапиенца, Кэтрин Нардуччи, Ноэль Фишер, Джино Кафарелли
Биографический фильм о гангстере, который является, наверное, самым известным и беспощадным преступником в массовой культуре, сделал для Аля «Лица со шрамом» Капоне примерно то, что «Последние дни» Гаса Ван Сента сделали для Курта Кобейна. Оба фильма предлагают мрачный взгляд на финальные главы из жизни легендарных персон, оба проекта мрачные, наглые и неумолимые, и в обоих действие разворачивается в сомнамбулическом ритме. В «Капоне» Джоша Транка наш любимец Том Харди играет стареющего и разбитого Альфонсо Капоне. На дворе 1946 год, Капоне, некогда легендарный «вор в законе» всея Америки, коротает деньки в личной усадьбе во Флориде. Ему 47, он на заслуженной пенсии, страдает от пареза, сифилиса, деменции, недержания, словом – одной ногой в могиле, а федералы следят за ним круглосуточно. Теперь его называют уже не Аль, а лишь Фонс, губы неразлучны с огромной сигарой, речь неразборчива. Легендарный гангстер смотрит на мир затуманенным взглядом зомби и отчаянно пытается вспомнить, где же он запрятал «заначку» в виде 10 миллионов баксов. Это знать, кстати, хотят все: от бывших подельников до сил правопорядка.
Кажется, что «Капоне» хотели реализовать в формате «Сумерек богов» – захватывающей и неповторимой драме о закате личности. Словно последние полчаса «Ирландца» пересеклись с наиболее легкомысленными отрывками «Гражданина Кейна» – это история об Аль Капоне, чёрт побери! Довершает всё интригующее сюжетное зерно, посаженное на самом старте: преступник на пенсии пытается связаться с незаконнорождённым сыном. Тем не менее, ни драматическая сторона сюжета о потерянном сыне, ни гангстерская о затерянном кладе не развиваются удовлетворительным образом. Сюжет растекается по древу и, судя по всему, в глубине души «Лицо со шрамом» является лишь пьедесталом для актёрской игры Тома Харди. Чудачества его героя вроде сцен с частным показом «Волшебника страны Оз», казнью аллигатора, путешествия по коридорам своего особняка, страдания от галлюцинаций и т.п. вышли отличными и даже показывают личность героя. При этом они поданы словно вне контекста, и пускай актёрская игра Тома Харди потрясающая, его персонаж не может сказать чего-либо интересного. Ближе к концу он получает свою минуту славы, однако, и она представлена как-то в отрыве от повествования.
Джош Транк, похоже, хотел передать историю о том, как человек становится заложником мифа о самом себе. «Лицо со шрамом» делает эти параллели ощутимыми, но, опять же, вмешивается повествование. Скарфейс в представлении Харди-Транка не становится человеком. Пускай сценаристы настаивают на том, что Капоне приговорён к унижению и страданиям от самого себя; на практике это просто история про «бандитов, которые тоже плачут». Умная вводная сцена заставляет задуматься, что «Лицо со шрамом» хотел пойти по пути других биографических фильмов, т.е. восстановить индивидуальность персон, но лента уходит в совершенно другом направлении.
Увы, на фоне Фонса меркнут второстепенные персонажи. Многострадальная жена Капоне важна для сюжета, но обитает где-то на втором плане. Сыновьям Капоне сценарий уделяет внимания не больше, чем их экранный отец. Кайл МакЛоклен отметился в роли личного врача гангстера, но и он не особо нужен сюжету. Блеснул разве что харизматичный Мэтт Диллон, которому, кажется, после «Дома, который построил Джек» предлагают только жуткие роли.
Приверженность Транка портрету Капоне как похвальна, так и смехотворна. Временами «Лицо со шрамом» скатывается в непреднамеренную комедию. И вроде нет ничего смешного в постинсультных кривляньях Тома Харди, но образ гангстера, пускающего слюни, как-то не вяжется с общим тоном повествования. Кажется, что картине подошёл бы более лихой формат, например, в виде чёрной комедии или откровенно бандитского кино. Иными словами, концепт «Лица со шрамом» амбициозный, только вот реализация амбиции не вытянула: приятно думать, как некогда могучий преступник спускается в недра безумия и морального разложения, но не очень интересно на это смотреть именно в фильме Транка. С другой стороны, похвально, что «Лицо со шрамом» не гламуризирует жизнь боссов мафии, правильно реализуя свой основной тэглайн («За преступления мы будем платить в конце»), пускай слишком медленный и тревожный нарратив не позволяет вспомнить после просмотра что-либо, кроме лысого, серого, обрюзгшего и похожего на Голлума Тома нашего Харди.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 10 сентября