ПАПА-МАМА ГУСЬ (DUCK DUCK GOOSE)
2018, Китай-США, 91 мин.
Жанр: мультфильм, комедия, приключения
Режиссёр: Крис Дженкинс
Роли озвучивают: Джим Гэффиган, Зендея, Лэнс Лим, Стивен Фрай
Гусь Пэм с темпераментом и прической футболиста Криштиану Роналду готовится к перелёту стаи из покрывающейся золотом осенней Азии в тёплые края. Но Пэм чересчур самодовольный, эгоистичный и ненадежный гусь, который замечательно летает один, но не готов работать в команде. Поэтому он, конечно же, не нравится седобровому вожаку и очень по душе его дочери. Впрочем, спектр повествования не смещён в сторону знакомства с родителями, основная история начинается, когда Пэм нечаянно ломает себе крыло и оказывается вынужден добираться до точки назначения пешком, в сопровождении двух милых утят (их Пэм берёт за компанию, дабы было кого стравливать хищникам). Ещё Пэма, о чём сценаристы сами, кажется, подзабыли, ждала миссия лететь во главе молодняка собственной стаи – на эту неблагодарную должность его как раз отрядил ревнивый вожак – но теперь можно смело утверждать: главный герой детского мультфильма, помогая двум маленьким уткам, обрёк на морозную гибель всех своих маленьких гусей.
Большим вопросом в свете событий кинорынка последних лет стала дилемма, голливудское ли кино учинило экспансию в Китай, или всё же Китай начал экспансию в Голливуд. Сторонники апокалиптического скептицизма – а для некой доли западного, да и нашего населения, рост Китая (и, положим, Индии) вполне себе ассоциируется с апокалипсисом – вольны видеть в происходящем последнее, а оппонентов обзывать идеалистами в известных очках, но в данном случае, как сие ни странно для страны, проигравшей на своей же территории технический, автомобильный и бог знает какой еще рынок Азии, всё-таки именно американская культура – наверное, единственное американское, что помимо собственной армии (и благодаря ей во многом) побеждает конкурентов во всех частях света всухую – влилась в китайский прокат, в китайские киностудии, а кто-то возьмётся утверждать, что и в китайские головы, и теперь диктует там собственные шаблоны не первой свежести, умудряясь и те реализовать хуже, чем у себя дома.
«Папа-мама гусь» как раз плод такой незаметной холодной войны культур, порождённый американо-китайской студией Original Force. Да, в сюжете несомненно мелькает восточный колорит – антропоморфные птицы-герои живут где-то на востоке, а когда натыкаются на местных людей и цивилизацию (вредную и алчную, как заведено по тем самым шаблонам), это оказываются условные азиаты. Но сами герои чисто визуально по-прежнему европеоиды, насколько это выполнимо для пернатых, играющие всё тот же спектакль, что и в «Ледниковом периоде» или «Мадагаскаре», просто чуть более лениво и запоздало. Китайской аудитории делают лишь небольшой реверанс, чтобы вновь продавать Америку Америке, просто теперь и на китайские деньги; отражение азиатов в работе отзывается не сильнее, чем вплёвывание восточного актёра прямиком в кастинг на условно крутую, но дурацкую роль (вспомните недавнюю «Лару Крофт»). И черт с ней с популяцией, пусть тут птицы европеоиды, куда важнее, что они представляют ещё и западную ментальность, индивидуализм и все прочие атрибуты городского американца, тогда как коллективизм азиатов – это не какие-то там национальные стереотипы и шутки, а доказанная экспериментально механика мышления, статистически отличающаяся от аналогичной у западного человека. И тот факт, что со всей своей ментальностью китайцы сами упоённо бок о бок с американцами штампуют довольно посредственные, но, наверное, так нужные детям истории об индивидуальном успехе и исправлении своих ошибок, лучше всяких военных баз и экономических санкций объясняет, кто сейчас, как говорится, единственная сверхдержава.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 1 мая