МЕЖДУ РЯДАМИ (IN DEN GANGEN)
2018, Германия, 125 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Томас Штубер
В ролях: Франц Роговский, Сандра Хюллер, Петер Курт, Андреас Леупольд, Герди Цинт, Хеннинг Пекер
Увлекательная экранизация трудовых будней грузчика в стиле нуар. Шепелявый, но едва ли именно поэтому неразговорчивый парень с татуировками Кристиан (Франц Роговский) устраивается в придорожный супермаркет, где ему предстоит расставлять по стеллажам продукты – преимущественно пиво – и осваивать тонкости управления вилочным погрузчиком. Под своё крыло Кристиана берёт опытный работник Бруно (Петер Курт), но больше внимания новичок уделяет сотруднице из соседнего отдела сладостей Марион (Сандра Хюллер).
Исполнитель здешней главной роли достаточно похож на Хоакина Феникса, чтобы было трудно удержаться от ремарки о Коммоде из «Гладиатора», приехавшем к немецким варварам грузить их пойло. По определённой причине Кристиан действительно смотрится несколько чужеродно на складе супермаркета, но, как ни странно, не он и не его влюблённость оказываются в итоге главной местной трагедией. Про Кристиана внимательный зритель всё поймёт даже раньше, чем нужную информацию раскроет сюжет, и тем легче будет воспринята вполне простая и логичная истина: свои проблемы в жизни бывают не у одних только главных героев, особенно когда речь идёт о судьбах не самых благоустроенных работников крупной торговой точки.
Не держать зрителя за идиота и не выставлять идиотом себя – пожалуй, самая сильная сторона европейских драматургов, особенно немецких. Им не требуется выразительная музыка, чтобы передать настроение, не требуются монологи героев, чтобы объяснить эмоциональное состояние (монологи тут, справедливости ради, присутствуют, но описывают они то же, что и камера – события, а вовсе не чувства), не требуется расшифровывать метафоры со стяжками для ящиков или манипулятором для вылавливания игрушек. Такое кино либо понимаешь, либо скучаешь на нём (что куда лучше ситуации, где скучаешь именно когда понимаешь).
И здесь впору вернуться к той непростительной аналогии с «Гладиатором»: хотя речь там шла про Римскую империю, вполне понятно, Скотт в своём пеплуме подсознательно экранизировал экспансию, скорее, американской культуры и американской демократии. Даже не просто американской, а, пойдём дальше, голливудской. Но как это часто бывает с США и Голливудом (и как часто случалось с самой Римской империей), автор себе несколько польстил, упрямо называя германские племена варварами, а себя – ликом просвещения. Ведь это в Голливуде до сих пор могут снимать душераздирающие драмы уровня «Семи жизней», пытаясь адаптировать их под крупную кассу, словно блокбастеры, излишне коммерциализируя жанр, наиболее явно отвечающий на коммерциализацию падением качества. И вот в чём на самом деле заключается настоящее варварство.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 2 августа