Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Общие / Люди говорят / Прямая речь: Павел Жуков о «Люмьере»
Автор: Игорь ТалалаевДата: 29.07.2018 14:05
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
На встрече анонимных главвредов Игорь Талалаев заметил Павла Жукова, основателя журнала «Люмьер». Беседа вышла основательной – про партизан, сумасшедших, деньги, Total DVD, КиноПоиск, YouTube, конкуренцию и девчонок на улицах.



– Давай поговорим начистоту и по порядку, как главвред с главвредом, пусть уже и с приставкой экс-. Или главвреды бывшими не бывают? :)

– Когда на первый же вопрос в голове всплывает несколько ответов, несколько возможностей, с чего начать беседу и какое направление ей задать, наверное, всё-таки нет, не бывают. :) Работа с текстом – одно из моих хобби. Думаю, рано или поздно, я найду, что редактировать. Может, это будет другой проект, может, что-то для себя. Кто знает?

– Не все из наших читателей в курсе, что из себя представлял «Люмьер». Всё-таки это НАШИ читатели. Хотя, наверное, некоторые не слишком-то представляют, что из себя представляет даже «25-й кадр» и зашли сюда по ошибке. Так вот, специально для тех, кто зашёл на минутку – что такое «Люмьер», расскажи вкратце.

– «Люмьер» – примерно такой же киножурнал, что и «25-й кадр», только назван в честь французов, пустивших поезд в зрителей. Общего у нас и правда много: главреды почти соседи, авторы те же, рубрики перекликаются, да и цель, конечно, была одна – говорить читателям о кино так, словно с лучшим другом беседуешь. Но «Люмьер» пришёл к этому не сразу. Изначально он представлял собой еженедельник в формате PDF с расписанием кинотеатров и случайными рецензиями из Сети, которые мне понравились (или не обязательно, потому что других просто не было).

– Итак, чтобы все были в курсе: «Люмьер» закрылся, но сделал это как-то неожиданно. И неожиданно тихо. Возможно, именно такова участь любого, кто не вырастает в топ-игрока. Меня такая перспектива не радует, потому я и решил побеседовать с тобой. Чтобы вы смогли уйти хоть чуть-чуть громче. Скажи, как вы попрощались со своими читателями, которые поддерживали вас столько лет?

– Не хочу уходить громко. Учитывая, что мы были далеко не в топе, это слишком пафосно. Прощания как такового не было – потому что прощаться трудно и совсем не хочется. Журнал просто ушёл в бессрочный отпуск.

– Всё равно, кажется, были проявлены чудеса минимализма (имею ввиду тот кадр из «Шоу Трумана»). У меня бы выдержки не хватило. Я бы наверняка накатал целую «простыню», от прочтения которой бы плакали все, но сильнее всех – я сам. :)

– Этот кадр говорит так много, что даже не нужно было что-то писать. А всё, что можно было, сказал первый же комментатор.

– Какие цели ты преследовал, когда запускал проект? Что послужило мотивацией? Есть же, например, КиноПоиск, можно было ведь и туда тексты писать?

– Из меня так себе рецензент, хотя близкие говорят обратное. А на момент запуска проекта я вообще ничего не писал о кино, хоть и очень его любил. Поэтому публикация своих текстов не была целью создания журнала. На тот момент я работал верстальщиком в газете и каждую неделю с удовольствием делал полосу с киноафишей. Случилось так, что работу я потерял, но желание верстать что-то, связанное с кино, осталось. Вот я и решил создать своё издание – с блэк-джеком и далее по списку.

– А удалось ли достичь поставленных целей? Или же конкретной цели не было, а смысл существования журнала просто в его существовании?

– Цели всегда были. Главная – самому получать удовольствие от дела, потому что иначе нет смысла заниматься каким-то хобби. Что же до пользы для читателей, то поначалу я предлагал альтернативную афишу и наиболее интересные статьи из Сети, а спустя год пошли первые авторские материалы. И раз нас качали и читали (и чем дальше, тем активнее), значит, в существовании журнала был смысл.

– Что стало самой большой проблемой, самым серьёзным вызовом в создании журнала? Помимо, конечно, того неприятного момента пару лет спустя, когда ты, как и все мы, осознал, что девчонки на улице не узнают в лицо журналистов и не просят подписать автограф на груди.

– Пожертвовать личной жизнью и отдать журналу почти всё свободное время. Так что не то чтобы автографы на грудях оставлять, я и на улицу-то не мог толком выйти. :D Хотя тогда я не думал об этом как о большой проблеме. Охваченный страстью к новому делу, я старался отдать ему всего себя.

– В целом опыт расцениваешь как позитивный?

– Конечно. И не потому, что посвятил проекту почти десять лет. Я улучшил навык работы с текстами, познакомился со множеством интересных людей, в сотрудничестве с издателями разыгрывал диски с фильмами, с авторами устраивал параллельный пересмотр классики. Приятных воспоминаний немало.

– Планировалось ли выпускать журнал на бумаге? Или прицел изначально стоял на интернет-проект?

– Не планировалось. Предприятие дорогостоящее да ещё и маловостребованное – печатные киножурналы на момент запуска «Люмьера» уже переживали худшие времена. Спустя год или два после старта со мной на связь вышел молодой и амбициозный рекламный менеджер, который хотел выпускать журнал за счёт рекламы, а также договориться с кинотеатрами о бесплатном размещении издания на стойках. Его рвения хватило буквально на несколько дней, после чего он просто перестал отвечать.

Насколько помню, «25-й кадр» какое-то время выходил в бумажном виде. Насколько было трудно и затратно это организовать?

– Да мы попробовали, но хватило нас буквально на два печатных номера (можно было побарахтаться еще номер-два, но мы поняли, что поспешили с этим проектом – а если смотреть глобальнее, то, наоборот, опоздали). Вообще тема такая обширная, что хоть целую статью ей посвящай. Главная проблема была с реализацией и распространением – например, на Почте России порой тупо не хватало конвертов для отправки по регионам и мы даже пользовались услугами совершенно незнакомых водителей междугородних автобусов, передавая «контрабандные» сумки с тиражом. Денежный вопрос, конечно, тоже встал довольно остро. С технической точки зрения это тоже был вызов, ведь чтобы типография приняла файлы, верстать нужно было отныне в определённых стандартах. Один из номеров мы в итоге перевёрстывали, внося правки, кажется, 26 часов ПОДРЯД, так что это была работа на износ. Но в то же время – ни с чем не сравнимое ощущение, что твоя мечта находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Но вернёмся к «Люмьеру».

Сколько минимум авторов работало над журналов одновременно? И сколько максимум?


– Минимум – я один на первых порах. Максимум, думаю, в пределах 10-15 человек. Но основной костяк всегда был около 5-7 человек – это те, кто писал в каждый PDF-номер и отмечался больше, чем одним текстом.

– Я узнал про «Люмьер» где-то в 2011-м или даже в 2012-м. И был крайне удивлён – как это мы раньше не пересеклись. Ведь, если мне не изменяет память, ваша точка отсчёта – весна 2009-го? Примерно в то же время родился и «25-й кадр». И мы с тобой даже живём в одной области. Надо раз и навсегда выяснить, кто у кого украл идею!

– Даже не весна, а начало февраля – 9-е. Вот ведь как бывает: в кино в один год могут выходить, например, разные фильмы о Белоснежках, а в жизни – появляться в чём-то схожие киножурналы. А что до воровства идей, мы оба виновны: какой-нибудь Total DVD появился раньше. :) Вот признайся, есть ли у тебя хоть один выпуск оного? Ну ведь есть же? :)

– Есть, целая стопка, да. Борису Хохлову моё почтение, пусть на заре своей «карьеры» я и отзывался о его журнале не самым лестным образом – юношеский максимализм-с. Мы запустили работу над «25-м кадром» 1 февраля уже будучи командой. А Total DVD начал читать годом ранее.

– О «25-м кадре» я узнал в конце 2009-го или начале 2010 года, и – это прозвучит необычно – всерьёз рассматривал вариант написать вам и объединиться. Но всё же желание делать то, что хочется, и так, как хочется, победило.

– Вот, а могли бы вместе захватить мир! :) Сейчас существует множество самых разных независимых площадок для авторов. В основном они рецензируют видеоигры, но некоторые освещают и кино. Как считаешь, важна вообще вот вся эта независимость? Или это ничего не значащий фактор (всё равно 99% аудитории читают 2-3 крупнейших портала)?

– Некоторые авторы до попадания в «Люмьер» уже имели какие-то площадки для самовыражения, другие стали на них писать или создали полностью свои проекты после. Стремиться сделать что-то своё, выйти за рамки – и есть путь творческого человека. Зачем подстраиваться под тот же КиноПоиск? Независимые порталы всегда были и будут. Это нормально.

Другой вопрос – могут ли независимые площадки составить конкуренцию крупным? Тут всё упирается в их цели. Хочешь захватить мир – тебе нужна сплочённая и креативная команда. Необходим и хороший лидер. У «Люмьера» за главного был человек, который в принципе никогда и нигде не находился на высоких позициях. Я скорее ремесленник: могу сделать аккуратно или в точности повторить за кем-то, но постоянно генерировать идеи, вести за собой людей – не в моей природе. Я просто старался сделать так, чтобы всем было максимально комфортно. Друг с другом авторы, насколько мне известно, тоже не особо контактировали. Поэтому мы занимали ту нишу, которую занимали, и не претендовали на что-то большее.

– Трудно находить с авторами общий язык, если не платишь им гонорары? Или, наоборот, работать с энтузиастом проще? Он пишет не за деньги, но ведь в этом случае персональный подход ставится во главу угла.

– Во всём есть плюсы и минусы. Конечно, когда не платишь, требовать и ждать от автора чего-то ты не в праве и что-то из новинок или знаменательных дат может остаться без внимания. С другой стороны, когда люди пишут от души и только о том, что самим интересно, по содержанию текст может оказаться привлекательнее того же, но написанного другим, пусть даже более опытным автором за гонорар. Ты не освещаешь всё, не борешься за читателей, а просто делаешь работу хорошо. Читатель всё равно найдётся.

– Есть мнение (и не только моё), что сотрудничать с автором, который не требует гонорар, лучше, чем с «профессионалом». Потому что такой автор по-настоящему любит кино, ему есть что сказать, он не вымучивает из себя строчки, просто потому что «надо», потому что ему нужны деньги. Я не имею ввиду, что все, кто пишет за деньги – меркантильные бездарности, но в любой сфере есть люди, которые находятся в ней исключительно из-за финансовой выгоды, при этом в вопросе толком не разбираются и, разумеется, свою работу не любят. Так ты согласен с неравенством «автор-энтузиаст > автор на зарплате»?

– Согласен. Кстати, мне не раз предлагали услуги личности, готовые за приемлемую плату копирайтить по несколько статей в день. Принимать их – не уважать своё дело.

– Может, есть какие-то любопытные истории взаимодействия со странными авторами? Или сумасшедшие не попадались, а общался исключительно с адекватными людьми?

– Всякие попадались. Из последнего вспоминается один невоспитанный товарищ, который никак не мог дождаться, когда же я соблаговолю ознакомиться с его опусом, и закидывал меня гневными сообщениями. Как появилось время, я спокойно прочитал, увидел, что работать не с чем, и вместо простого «Вы нам не подходите» сказал ему всё, что думаю.

Другой постучавшийся представлял украинский сайт о кино с приличной посещаемостью (около 10 тысяч в день) и предложил: мол, давайте я буду даром писать для вас – смотрите, как на моём портале с читаемостью хорошо. Всё бы ничего, но его тексты оказались настолько убогими и беспомощными, что я отказал. В ответ он посмеялся и послал меня куда подальше.

На заре журнала кто-то присылал серьёзные рецензии на порнографию. Я так и не придумал, что с ними делать, и потому оставил без внимания. :)

К счастью, адекватных писем всё-таки было больше. Были случаи, когда к нам работу пытались устроиться серьёзные фотографы и журналисты, в том числе из-за рубежа. Одному автору обратиться к нам посоветовали в «Индустрии кино», чему я очень удивился.

Наверняка и «25-му кадру» есть что вспомнить по части писем в редакцию?

– Конечно, порой обращались странные люди. Одни просили гонорары, втрое выше средней зарплаты по региону, другие строили огромные планы, но куда-то стремительно исчезали, когда дело доходило до сдачи статьи. Общение с одним из потенциальных авторов и вовсе в итоге превратилось в статью-инструкцию «Как не стоит вести переписку с журналом».

А рецензию на порнографию мы как-то публиковали – по случаю 1 апреля, когда объявили, что «25-й кадр» становится журналом о кино для взрослых. :) А ещё был целый цикл обзоров порнофильмов в рамках исследования жанра...


– Да, тоже припоминаю что-то такое у вас. Даже картинка c Сашей Грэй мелькает периодически на сайте. :)

– Расскажи, что было самым интересным в работе над журналом. И что было самым важным.

Интереснее всего было работать над его PDF-версией, когда она ещё была. Я же верстальщик. :) И такой формат делал «Люмьер» весомее – чем красивее и аккуратнее всё свёрстано, тем больше кажется, что листаешь авторитетное издание. И последнюю версию сайта я сделал такой, чтобы глаз радовался, чтобы хотелось подольше на нём задержаться, несмотря на невеликое количество материала.

Но самым важным, разумеется, были тексты. Оригинальные, написанные для журнала безвозмездно и от души добрыми людьми – такими же киноманами, как я. Это вдохновляло меня во все годы существования «Люмьера». Я всегда думал, что он просуществует до тех пор, пока будет кому писать, но в итоге сам остановил процесс.

– Как считаешь, чем именно «Люмьер» отличался от других журналов о кино? В том числе независимых.

– Наверное, моей дотошностью вообще ко всему. :) Я мог перевёрстывать, что мне не нравится, до бесконечности, и мог перечитывать и править тексты до тех пор, пока не понимал, что выловил все корявые конструкции и какие-либо ошибки. Полагаю, косяков в статьях и издевательств над русским языком у нас было меньше, чем на большинстве киносайтов.

– Вопрос неприятный, но я должен его задать: что в итоге пошло не так?

– Я бы не сказал, что что-то пошло не так. Скорее, закрытие журнала – естественный ход вещей. Занятие перестало приносить былую радость. Сменились приоритеты в жизни. А участие в гонке, в который ты никогда не будешь первым, сильно вымотало: 95% того, чем мы занимались – говорили о том же, о чём и все, причём почти всегда позже других. Здорово, когда ты с этого начинаешь и постепенно приходишь к чему-то своему, но за 10 лет нам это не удалось. Мне это не удалось. И я очень и очень устал.

– Оглядываясь назад – всё было не зря? Весь этот путь, все годы развития проекта.

– Конечно. Я ведь работал с удовольствием. И очень нравилось быть частью этого огромного мира киновестников. Нас даже цитировала Вольга, а на IMDb есть ссылки на некоторые рецензии на русское кино. Это впечатляет. Так понимаешь, что журнал был чем-то большим, чем любительским блогом.

– Чем был журнал персонально для тебя?

– Отдушиной. Местом, где сливались воедино моя любовь к кино и желание подойти к нему с творческой стороны. У меня не всегда хорошо получалось о нём рассказывать, но давались вёрстка и редактура.

– Удавалось ли как-то зарабатывать на журнале? Да, и этот вопрос я обязан задать. У окружающих самый большой интерес почему-то к деньгам. Говоришь: «Мы делаем журнал о кино просто так, потому что хочется» – и окружающие считают тебя сумасшедшим. «Мы делаем журнал о кино, и получаем миллион рублей в месяц» – о, вот это уже солидно, это уже интересно. Хотя интереса к журналу-то на самом деле нет, есть только интерес к деньгам. Неужели, если бы те же самые тексты читали не 10 000 человек, а 10 000 000, они стали бы в 1000 раз лучше? Только не говори, что если бы тексты были лучше, их бы читали 10 000 000 – мы оба знаем, что просмотры зависят от маркетинга, а не от качества самого текста.

– Не удавалось, хотя заводил интернет-кошельки и делился с читателями их номерами. Пару раз кинули какие-то копейки. Буквально. Не то чтобы я ждал материального вознаграждения, но как-то грустно. Лучше бы вообще ничего не кидали. До рекламы от Яндекса мы не доросли из-за малого количества посещений. Не раз какие-то подозрительные люди предлагали заставить сайт якобы тематическими баннерами и обещали большой приток пользователей. Рисковать не стал, потому что бесплатный сыр бывает только в одном месте.

Качество текстов, разумеется, не имеет отношения к посещениям. Чтобы тебя читало больше людей, нужна агрессивная раскрутка ресурса, а ещё такой материал, который стопроцентно будет иметь успех. Независимые журналы, которые не подстраиваются под читателя, в этом случае обречены сидеть на голодном пайке.

– Повторил бы ты этот путь, если бы вернулся в прошлое? Или сделал бы всё несколько иначе? Или вообще не совался бы в эту сферу? Этот вопрос я, кстати, задавал и всем нашим авторам.

– Без раздумий бы повторил. Возможно, что-то сделал бы иначе. Например, не тратил время на авторов-однодневок, которые ещё ничего не написали для журнала, а уже заявляют о больших планах или просятся на пресс-показ фильма от Marvel. Разумеется, выдать хоть один текст для них – большая трудность.

– Сложно было найти время для своего творчества, когда занят проверкой и публикацией текстов других авторов?

– Да, очень.

– Как считаешь, «Люмьер» и «25-й кадр» – это в первую очередь конкуренты, сражающиеся за одну аудиторию или же союзники, держащие один фронт? Хотя, если вспомнить о нашей независимости, то речь скорее о партизанских отрядах. :)

– Мне нравится сравнение с партизанскими отрядами. Мы не мешали друг другу, но в то же время преследовали одну цель, пусть и разными путями. Хотя определённая конкуренция тоже присутствовала – некоторые из бойцов трудились на оба отряда. :) На какой-то больше, на какой-то меньше.

– Стоит ли другим изданиям вообще продолжать тянуть эту независимую лямку? Или лучше перестать волноваться и полюбить богатого спонсора? Или вообще успокоиться и закрыться?

– Всё зависит от целей конкретного издания, его авторов и главреда. Если всё устраивает, нет смысла что-то менять. В конце концов, только ты решаешь, как распоряжаться своим временем.

– Есть ли вероятность, что «Люмьер» ещё возродится?

– Не исключено. Но для этого будет нужен хороший повод. У меня встречный вопрос: как лично ты относился к «Люмьеру»? :)

– Я к нему не относился. :) Большую часть времени я про «Люмьер» не вспоминал – сам понимаешь, забот хватало по горло, тут некогда оглядываться на «конкурентов». Поначалу не обращал особого внимания, т.к. у вас даже не было сайта. Затем сайт появился – и сразу симпатичный. Порадовался и немного взгрустнул – люди, вон, идут вперед, а где наш рестайлинг? Пришлось тоже как-то выкручиваться, впрочем, изменения и без того назревали давно.

Признаться честно, никогда не боялся, что «Люмьер» окажется лучше «25-го кадра» – если ты начинал один и постепенно сколотил команду, то мы стартовали сразу с крутой бандой сильных авторов и выдавали статьи, у которых зачастую не было аналогов. Разумеется, авторская ротация шла и редкие герои «первого сезона» дошли до сегодняшнего дня, но мы старались хотя бы иногда делать такие тексты, которых в рунете ещё не было, хотя постепенно обычные рецензии на мейнстримные премьеры и занимали всё больше места. В «Люмьере» я масштабных статей не видел (может, плохо искал?), а потому не волновался и относился к нему спокойно. Собственно, даже на таком крупном ресурсе, как КиноПоиск заметны лишь коротенькие и поверхностные статьи. Там никто не замахивается даже на 30 тысяч знаков – просто потому что кто такое сейчас будет читать? :) А мы можем себе позволить и 60, и 70, и 80 тысяч. Я уж молчу про регулярные «Итоги года», которые тянут на 200 тысяч.

К чему я это рассказываю? К тому, чтобы ты понял мое состояние – практически непоколебимую уверенность в том, что других НАСТОЛЬКО сумасшедших людей в Сети нет. :) Бесплатно такое никто больше не сделает, а если оплачивать этот труд, то никаких денег не хватит! Именно поэтому я мог просто смотреть на «Люмьер» и не завидовать. Пожалуй, даже жаль, что у вас не сразу появился сайт, тогда я бы поменьше почивал на лаврах, если можно так выразиться, потому что лишь после его появления я отчетливо понял, что никто не стоит на месте.

Итак, как я относился к «Люмьеру»? Не было ни любви, ни ненависти. С одной стороны было несколько обидно, что коллективы существуют сами по себе, ведь совместными усилиями раскрыть свой потенциал всегда легче. С другой стороны – всегда приятно осознавать, что где-то ещё есть такие же психи, занимающиеся примерно тем же самым, что и мы. Более того, если они до сих пор занимаются, то с чего бы нам прекращать? Так и жили до недавнего времени.


– Да, большими статьями мы не славились, но и они проскакивали время от времени. В частности от сторонних людей, которые просто хотели опубликоваться.

Помню, не осилил статью о японских ужасах и отказал автору. В итоге скоро увидел её у вас. :)

А вообще, мы и правда сумасшедшие. :D И заслуживаем больше читателей. Однако начали деятельность в то время, когда разнообразных киноизданий уже было очень много.

– На что потратишь появившееся свободное время? Может, в мыслях уже есть какой-то новый проект?

– На учёбу, чтение, новые места. Буду отдыхать. До чего-то нового пока не созрел. Так что в том числе потрачу время на поиск вдохновения.

– Когда мы начинали, печатные издания находились в кризисе – их поджимали интернет-проекты. Теперь, кажется, кризис наступил и для интернет-журналов. Людям либо хватает одного-двух крупных порталов, либо вообще подавай ролики на Ютубе, чтобы читать ничего не нужно было. Какой совет ты можешь дать другим независимым журналам? Не важно, о кино они или о видеоиграх. А, может, есть совет и для читателей?

– Не уверен, что независимым журналистам нужны мои советы. Да и что тут скажешь? Если вам хочется писать, вы будете писать. Если хочется повысить посещаемость, вы будете искать пути её повышения и снимать те же ролики для не желающих читать людей. А читатели, которым важен хороший материал, будут искать его и находить в «25-м кадре» и «Люмьере» или где-то ещё.

Вопрос в том, как долго такие, как мы, смогут на чистом энтузиазме поддерживать жизнь своих детищ. Я никогда не думал об этом, но понимал, что всё когда-то заканчивается. В моём случае получилось 9 с лишним лет. Немало для такого скромного проекта.

Что будет дальше – покажет только время.

– Спасибо за беседу. Не знаю, как другим, а мне было интересно и приятно пообщаться. Желаю успехов в любых начинаниях!

– Благодарю! Мне было не менее приятно. Надеюсь, и случайно заскочившие читатели провели время с интересом.

А «25-му кадру» желаю благодарных читателей (и побольше) и новых и безумных (в хорошем смысле) идей!

Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 239 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio