Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Хроники хищных городов
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 08.12.2018 14:21
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ХРОНИКИ ХИЩНЫХ ГОРОДОВ (MORTAL ENGENES)
2018, США-Новая Зеландия, 104 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Кристиан Риверс
В ролях: Хера Хильмар, Хьюго Уивинг, Джихе, Роберт Шиэн, Стивен Лэнг, Лейла Джордж



Книжный цикл Филипа Рива о монструозных движущихся городах в России издавали несколько раз, да всё как-то не целиком и без особой помпы, ведь в то время подростковые антиутопии ещё не срывали кассы в кинотеатрах. Однако это был вопрос времени, когда алчные голливудские мувимейкеры обратят свой взор на столь лакомый кусочек в необычных декорациях футуристического стимпанка.

Стимпанк, для тех, кто не очень хорошо разбирается в фантастических поджанрах, – это такое направление в искусстве (кино, литературе), где акцент делается на техническом прогрессе на основе пара. К самым примечательным представителям стимпанка в кино можно отнести «Лигу выдающихся джентльменов» Стивена Норрингтона, «Дикий дикий Запад» Барри Зонненфельда и – с определёнными оговорками – «Ван Хельсинг» Стивена Соммерса. Так или иначе, мотивы паропанка прослеживаются во многих кинокартинах, и, как правило, эти фильмы не имеют большого успеха в прокате, но со временем становятся по-настоящему культовыми и любимыми зрителями.

«Хроники хищных городов» писателя Филипа Рива – не совсем типичный стимпанк. Действие книг происходит на много тысяч лет в будущем, в мире, уничтоженном глобальной войной. Остатки цивилизации превратились в кочевников, поставили свои города на колёса и пустились в бесконечный рейд по мёртвым землям в поисках добычи и сырья для своего существования, которое представлено чаще всего другими городами на колёсах, не способными за себя постоять. Именно первый роман тетралогии Рива лёг в основу экранизации, у руля которой встал дебютант Кристиан Риверс с поддержкой титана Голливуда Питера Джексона.

Сюжетная канва картины во многом повторяет книжный оригинал. Много тысяч лет назад мир погиб в ходе Шестидесятиминутной войны. Потомки людей, вынужденные ставить цивилизацию на ноги, разделились на тех, кто живёт по принципу муниципального дарвинизма и тех, кто, как их предки, предпочитают оседлый образ жизни. Юноша Том Нэтсуорти (Роберт Шиэн) – помощник в Национальном музее Лондона – крупном мегаполисе, который рассекает пустынные земли на собственном гусеничном ходу. Лондон – хищный город, который выживает за счёт охоты, поглощения и переработки сырья более мелких городов. Том не знает другой жизни, пока однажды не спасает жизнь Таддеусу Валентайну (Хьюго Уивинг), уважаемому археологу, на которого покушается загадочная девушка с обезображенным шрамами лицом. Девушку зовут Эстер Шоу (Хера Хильмар), и она всей душой желает отомстить Валентайну за смерть матери. Став участником конфликта, Том оказывается за пределами Лондона и узнает много нового о городе, в котором вырос и об истинных планах его правителей.

Имя Питера Джексона в титрах и громкий тайтл «От создателей “Хоббита” и “Властелина колец”» делают своё коварное дело – завлекают зрителей похлеще любой другой рекламы. И ведь правда, даже на заре карьеры Джексон не снимал плохого кино. Только вот «Хроники хищных городов» снимал всё-таки не Джексон, а молодой дебютант Риверс, который ранее отвечал у Джексона за спецэффекты в его картинах. Собственно, по дебютной работе заметно, что Риверс неплохой визуализатор, но не самый выдающийся рассказчик. А беря во внимание тот факт, что и сюжет «Смертных машин» Рива, на котором основана лента, в сюжетном плане звёзд с неба не хватает и выезжает в первую очередь на интересном антураже и ряде увлекательных твистов, работа Риверса и вовсе кажется слабой. Хотя, казало бы, как можно упростить ещё больше то, что и так выглядит проще некуда? Оказывается можно. Сравнительно небольшой объём книги Рива компенсируется насыщенным действием, часть из которого всё равно умудрилась не попасть в фильм. При том, что некоторые сюжетные ходы книги имели большой вес для развития персонажей. К примеру, героиня Кейт Валентайн в книге неплохо раскрывается в ходе своего расследования против отца, и закономерно именно Кейт становится катализатором трагического финала. В фильме Кейт Валентайн тоже присутствует, но в сюжете играет совершенно незначительную роль, смысл которой мог нести любой другой персонаж из имеющихся.

Сюжет «Хроник хищных городов» упрощён настолько, что бесхитростно использует давно заезженные штампы. И если в книге эти штампы были оправданы, и автор честно пытался посмотреть на них под другим углом, то Риверс идёт по пути наименьшего сопротивления и выдает сплошной поток банальностей, приправленных неплохим визуальным рядом. Особенно слабость сценария заметна в финальном акте, который упорно навевает сравнение с четвёртым эпизодом «Звёздных войн», где вместо Звезды смерти – исполинский самоходный город, а вместо лихих повстанцев – лихие пилоты воздушных кораблей.

В актёрском составе «Хроник» за исключением Хьюго Уивинга и Роберат Шиэна преимущественно малоизвестные исполнители. Неплохо удалась Эстер Шоу, которую сыграла Хера Хильмар, хотя в сравнении с книжной Эстер – её шрамы не страшнее кошачьих царапин. В книгах Рив много раз акцентировал внимание на том, что Эстер – одноглазая и крайне некрасивая девушка, чьё изуродованное лицо изменило её характер и отношение к людям. Эстер в фильме всё равно довольно привлекательна, хотя буйный нрав своей героини Хере передать удалось неплохо. Свою роль тут сыграли и местами удачные диалоги с приятным юмором, и постоянно влажные вытаращенные глаза загнанной жертвы. Роберт Шиэн тоже гармонично вписывается в образ Тома Нэтсуорти, если не брать в расчёт, что книжные Эстер и Том – в разы младше играющих их актёров.

Хьюго Уивингу не привыкать играть негодяев, но его Таддеус Валентайн в «Хрониках» – просто один сплошной злобный штамп. И это на фоне того, что книжный Валентайн не так однозначен и является скорее «серым кардиналом» при истинном злодее. Все поступки книжного Валентайна обусловлены безграничной любовью к дочери. В фильме эта любовь прописана весьма поверхностно, что особенно бросается в глаза в финале. Такая вопиющая шаблонность персонажа совершенно не к лицу Уивингу, который здесь повторяет одновременно и Красного Черепа и агента Смита.

Пожалуй, главной удачей «Хроник» стало воплощение Шрайка – жуткого зомби-киборга, преследующего главных героев. Шрайк и в книге вызывает трепет одним своим присутствием и прозрачной мотивацией, но когда видишь его на экране – по коже бегут легионы мурашек. В фильме за движения и голос Шрайка отвечает Стивен Лэнг (полковник Куоридж в «Аватаре»). Персонаж Шрайка удивительно понятен и пугающ, он умудряется вызывать одновременно ужас и сострадание, и тут, скорее, стоит сделать поклон Филипу Риву, как создателю этого зловещего и трагического героя.

Помимо колоритного Шрайка в картине множество и других великолепно выполненных вещей – от тех самых хищных городов, вынесенных в заглавие, до утопического Шань-Го, города за стеной, с которым у Лондона и прочих муниципальных дарвинистов свои счёты. В визуальном плане у «Хроник» всё более чем хорошо, постапокалиптический мир выглядит убедительно и по-своему притягательно, а исполинские города прорисованы до мельчайших деталей.

А от того вдвойне жаль, что при всей своей визуальной состоятельности, в сценарном плане «Хроники хищных городов» остаются довольно слабы и предсказуемы. Там, где книга находила интересное авторское решение конфликта, сценаристы фильма прибегают к помощи развешанных на стенах ружей и «богов из машины», и всё это выглядит более чем неубедительно.

У «Хроник хищных городов» были все шансы возродить стимпанк в большом кино, завести паровые двигатели и пуститься навстречу большим кассовым сборам, но, к сожалению, картина Кристиана Риверса оказалась слишком предсказуемой и прилизанной. И если бы создатели фильма рискнули и сняли книжный финал во всей его драматичности, а не ту пацифистскую пропаганду, которая в итоге получилась, то критики и зрители бы приняли фильм более благосклонно. Однако, по предварительным прогнозам, и критики, и зрители не прониклись эстетикой паропанка, а посему шансы увидеть в будущем продолжение «Хроник» или новых представителей жанра в кино не велики.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 6 декабря
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 384 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio