КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК (BEAUTIFUL BOY)
2018, США, 120 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Феликс ван Грунинген
В ролях: Стив Карелл, Тимоти Шаламе, Эми Райан, Мора Тирни
Стив Карелл давно и успешно переквалифицировался из комедийного актёра в актёра драматического. Напротив, начинающий артист Тимоти Шаламе уже с самого начала карьеры заявил о себе как о всесторонне развитом лицедее. Врождённый талант и упорная работа над собой, а также запоминающаяся внешность, обеспечившая американцу армию поклонниц по всему миру, сделали из звезды «Назови меня своим именем» одного из самых ярких представителей своего поколения.
Авансы надо оправдывать. Шаламе и его окружение знают это не хуже нас. Возможно, именно поэтому актёр попал в амбициозную ленту Феликса ван Грунингена – бельгийца, автора номинированного на «Оскар» «Разомкнутого круга». Его новая работа основана на реальных событиях и рассказывает о взаимоотношениях отца и сына, осложнённых наркозависимостью последнего. Роли родителя и ребёнка как раз и исполнили Карелл и Шаламе соответственно.
«Красивый мальчик» – крепкая инди-драма, центральное ядро которой – два ведущих артиста. Сама история о страдающем семействе, главной бедой которого становится неблагоразумный, пустившийся во все тяжкие сын, кажется довольно тривиальной. Передозировки, ложь, воровство, непризнание проблемы, рехаб, новые передозировки, новая ложь, признание проблемы, снова рехаб – в истории о наркоманах сложно придумать что-то новое.
Действительно, все сюжетные повороты картины предсказуемы, а художественные средства, которые задействует ван Грунинген, не претендуют на оригинальность. Иногда режиссёр прибегает к совсем уж простым приёмам, поднимая градус напряжения лишь посредством тревожной, нагнетающей музыки. «Красивый мальчик» едва не проваливается в бездну из морализаторства и антипропаганды. Наркотики – безусловное зло, но вряд ли кинематографическое произведение выигрывает, когда снабжается предельно прозрачными, не оставляющими простора для интерпретации нравственными постулатами.
С другой стороны, благодаря актёрским стараниям полотно не проваливается в тартарары, но удерживается на хорошем среднем уровне. Тимоти Шаламе делает ровно то, через что проходили в своё время молодые Леонардо ДиКаприо в «Дневнике баскетболиста», Аль Пачино в «Панике в Нидл-парке» и Роберт Дауни мл. в «Меньше нуля».
Однако не только сольными выступлениями ведущих лицедеев выделяется постановка. В химии Карелла и Шаламе можно найти не меньше занимательного. Прогрессивный родитель, которого здесь играет звезда «Охотника на лис» и «Игры на понижение», во что бы то ни стало желает не только спасти, но и понять своего отпрыска. Но, как прекрасно известно, невозможно помочь человеку, если он сам не хочет этого. На этом конфликте – тотальном непонимании двух родственников друг друга – и строится большая часть сюжета произведения. Оно обходится без глубоких мазков, но и не скатывается полностью в заурядность.
Фильм пестрит флэшбеками и флэшфорвардами, тем самым подогревая зрительский интерес. Самые страшные моменты из жизни наркомана остаются за кадром, а вместо их создатели чередуют сцены не самые приятные в эмоциональном плане (употребление запретных веществ, ссоры отца и сына) с лёгкими, почти воздушными планами героя Шаламе на фоне безоблачного неба. Такой избитый, пошлый приём не делает чести ленте. Всё это превращает «Красивого мальчика» в фильм необязательный к просмотру, но драматичный и поучительный.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 24 января