МАЛЬЧИК ПО ИМЕНИ РОЖДЕСТВО (A BOY CALLED CHRISTMAS)
2021, Франция-Великобритания, 106 мин.
Жанр: семейная сказка
Режиссёр: Гил Кенан
В ролях: Генри Лоуфулл, Мэгги Смит, Изабелла О’Салливан, Салли Хокинс, Кристен Уиг, Тоби Джонс, Джоэль Фрай, Иден Лоуренс, Айомиде Гаррик, Михиль Хаусман, Джим Бродбент
Ноябрь традиционно месяц, когда все крупные студии стараются выпустить рождественский и новогодний контент для всей семьи. На ниве праздничного кинематографа как никто успешно себя показывает стриминговый сервис Netflix, выпускающий каждый Хэллоуин и Рождество симпатичные работы в аутентичной атмосфере. И если в прошлые годы довольно успешно себя показала дилогия «Рождественских хроник» с Куртом Расселом, то в этом году потоковый гигант совместно с французским мастодонтом Studiocanal покусился на экранизацию популярного детского романа Мэтта Хэйга «Мальчик по имени Рождество».
История романа и экранизации строится вокруг подростка Николаса, живущего со своим отцом-лесником в глуши где-то в Финляндии в те давние времена, когда в магию ещё верили. Николас грезит, что однажды отыщет волшебную страну Эльфхельм, о которой ему рассказывала ныне покойная матушка, и когда неожиданно местный король снаряжает экспедицию на крайний север, Николас очень хочет отправиться вместе с отцом. Но вынужден остаться дома на попечении зловредной тётки Карлотты в компании говорящего мыша Миики. Но разве мечтателя способны остановить стены и холод, когда есть шанс отыскать настоящее чудо? И Николас пускается в путешествие вслед за отцом, по дороге встречая множество разных причудливых созданий и познавая дух Рождества, в честь которого его назвала мать.
«Мальчик по имени Рождество» – это настоящая квинтэссенция новогоднего волшебства от режиссёра Гила Кенана, ответственного за жутковатый мультфильм «Дом-монстр», проходное фэнтези «Город Эмбер: Побег» и перезапуск культового «Полтергейста». Не самая очевидная кандидатура на должность постановщика рождественского семейного приключения, однако, если вы знакомы с упомянутыми работами Кенана, то не станете отрицать, что режиссёр крайне грамотно умудряется в своих лентах жонглировать жанрами и темами, не останавливаясь на чём-то одном. Так и экранизация романа Хэйга выглядит порой так, будто у руля стоит какой-нибудь Крис Коламбус, а юный Генри Лоуфулл из мини-сериала ВВС «Отверженные» мог бы посоревноваться в фотогеничности с маленьким Рэдклиффом в «Гарри Поттере».
Кенан с первых кадров погружает зрителя в магию зимнего леса, и хоть представление о Финляндии у английского режиссёра весьма условное, чего у него не отнять, так это умения создать атмосферу из ничего. Заснеженные северные пейзажи, хлипкая хижина на краю леса, огненно рыжий паренёк в чудной шапке и большаглазый саркастичный мышак – всё это играет на руку режиссёру и моментально заставляет поверить в сказку. Дополняют атмосферу отличные актёры – тут и эксцентричный Король в исполнении как всегда неподражаемого Джима Бродбента, и Кристен Уиг в неузнаваемом гриме в роли неприятной тётки главного героя, и Салли Хокинс в качестве деспотичного старейшины эльфийской деревни. А ещё несравненная Мэгги Смит в роли тётушки трёх непоседливых ребятишек, которая и рассказывает детям, а вместе с ними и зрителям, историю возникновения Рождества.
Помимо каста и уютной атмосферы праздника, картина Кенана радует также неплохим визуальным рядом. В истории нашлось место нескольким нарисованным животным, и все они выглядят достойнее многих представителей CGI-фауны в большом и дорогом кино. А мышак Миика, пожалуй, по мимишности переплюнул не только недавних детей-мышей из ремейка «Ведьм», но и Рипичипа из «Хроник Нарнии». Ещё чуть-чуть, и под угрозой смещения с пьедестала всенародной любви мог бы оказаться даже Стюарт Литтл, но, благо, пронесло. И всё же маленькое тельце, огромные глаза и ироничные ремарки делают из Миики, вероятно, одного из самых милых представителей семейства грызунов в кинематографе. А ещё тут есть взбалмошная пикси Правды с тягой взрывать всем вокруг головы, большой горный тролль, будто сошедший с иллюстраций к скандинавским легендам и летающий олень. Скачки верхом на последнем тщедушного Николаса словно отсылают одновременно к путешествию Герды к замку Снежной королевы и полёту Гарри Поттера на Клювокрыле – Кенан сознательно создаёт аллюзии на знакомые мотивы, усиливая эффект волшебства.
«Мальчик по имени Рождество» вышел как нельзя в удачное время, когда мир всё ещё противостоит опостылевшей пандемии, а вера человечества в чудо сошла на нет. Добрая семейная сказка сегодня способна спасти от уныния повседневности и зарядить праздничным духом, а при просмотре всей семьёй лишний раз напомнит о важности держаться вместе в этот непростой период.
Сергей Прудников
Онлайн с 24 ноября