МОРЕ СОБЛАЗНА (SERENITY)
2019, США, 106 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Стивен Найт
В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Дайан Лэйн, Джейсон Кларк, Джимон Хонсу, Джереми Стронг
Бэйкер Дил живёт на тропическом острове Плимут и подрабатывает тем, что возит на морскую рыбалку богатых туристов. В свободное от выходов в море время он пьёт в местном баре и рефлексирует о прошлом, в котором есть какая-то тайна. Ещё в нём есть большой тунец по имени Правосудие, которого нужно всенепременно поймать и закрыть непонятно откуда взявшийся гештальт. Но бытность современного капитана Ахава прерывает появление блондинки Карен, которое добавит истории несколько новых деталей. Оказывается Бэйкер Дил – ненастоящее имя, и герой когда-то был знаком с внезапно появившейся девушкой, которая теперь просит его о помощи. Просьба простая – взять на рыбалку и убить её богатого мужа, склонного к пьянству, разврату и домашнему насилию. Цена вопроса десять миллионов долларов, и герою впору бы согласиться, но тут на горизонте вновь появляется Та Самая Рыба.
«Море соблазна» на уровне трейлеров и официального синопсиса отлично продаёт себя как классический триллер, в котором тайны прошлого, всепоглощающая страсть и жажда денег смешиваются в тропический коктейль, но на деле никакие ожидания не оправдывают себя. Стивен Найт, будучи крайне любопытным сценаристом (в разной степени ответственным за создание «Острых козырьков», «Табу», «Порока на экспорт», «Пряностей и страстей» и т.д.) в своём третьем полнометражном фильме вдруг решает поиграть со зрителем в загадки, постепенно ставя под сомнение реальность происходящего на экране. Какое-то время кажется, что британский постановщик просто захотел снять своё подобие «Тринадцатого этажа» 1999 года, но что-то засбоило и на свет появился один из худших фильмов, который мог бы (если бы захотел) снять М. Найт Шьямалан. И действительно, «Море соблазна» по своей структуре местами напоминает фильм Йозефа Руснака – кажущийся (а)типичным нуар с приставкой «нео», вроде бы читаемая расстановка фигур на шахматной доске и спрятанный в кустах рояль, после находки которого количество странностей в действии начинает возрастать в геометрической прогрессии.
Сюжетный твист, призванный перевернуть в «Море соблазна» всё с ног на голову, на самом деле работает лишь отчасти. Он отлично исполняет свои обязанности триггера, догадаться о существовании которого неподготовленному зрителю совершенно не под силу. Однако новое знание, которое приносит «вотэтаповорот», оправдывает те элементы, которые казались косяками в самом начале. Броские многозначительные фразы в диалогах, киберпанковские ракурсы камеры, «деревянная» манера игры актёров второго плана (включая Энн Хэтэуэй и Дайан Лэйн) находят свою причину, но каких-то явных следствий из неё не последует. Сюжет фильма так и продолжает своё движение по накатанной – разбрасываемые то тут, то там намёки теряют свою значимость, пока Мэттью МакКонахи делает то, к чему все и так давно привыкли. Светит ягодицами, задаёт риторические вопросы с философским подтекстом, разъезжает по полям на пикапе и курит с выражением полного недоумения на лице от того симулятора рыбалки, в котором он внезапно оказался.
Найт затягивает действие и зачем-то начинает мудрить, будучи полностью неспособным приемлемым образом оправдать тот замут, что вдруг родился у него в порыве вдохновения. «Море соблазна» до конца старается придерживаться структуры нуарного детектива, в котором герой должен будет совершить непростой выбор, но только всё это оказывается хорошей миной при плохой игре. Сюжетная линия самого Бэйкера, его проблем с блондинкой и одержимостью тунцом оборачиваются очередным торжеством эскапизма, сводя на нет практически все сто минут хронометража. Сценарию хватает изобретательности, чтобы в какой-то момент удивить зрителя, но не достаёт изощрённости, чтобы правильно всё обыграть. Ответы на вопросы окажутся очевидней некуда, наваждение едва не перерастёт в нарративный тупняк, а тунец обернётся ружьем, выстрел которого прозвучит отнюдь не так громко, как того хотелось бы. На то здесь, собственно, и нужна эта рыба. Рыба в твоей голове.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 24 января