КЛАДБИЩЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ (PET SEMATARY)
2019, США, 97 мин.
Жанр: хоррор, триллер
Режиссёры: Кевин Колш, Деннис Уидмайер
В ролях: Джейсон Кларк, Эми Саймец, Джон Литгоу, Жете Лоранс, Хьюго Лавуа, Лукас Лавуа
Луис Крид (усталый Джейсон Кларк) вместе с женой, сыном, дочерью и её котом переезжает из большого города в тихое захолустье в надежде отдохнуть от шума и суеты. Но вскоре покой ему будет только сниться – любимый питомец дочери скоропостижно расплющится под колёсами нефтевоза. На помощь в трагической ситуации приходит сосед, дед-старожил, исключительно из лучших побуждений знакомящий приезжего с затерянным где-то в лесу индейским могильником, способным воскрешать мертвецов. Но вот незадача – закопав там кого-то однажды, непременно захочется вернуться на это место вновь. И, разумеется, герой свой второй шанс поиграть в реаниматора захочет использовать.
Новое «Кладбище домашних животных» начинается с пижонского приёма, дразня несколькими очевидными кадрами из концовки, понимая, что знакомый с каноничным сюжетом зритель поведётся, не зная, что финал переписан. Кевин Колш и Деннис Уидмайер, чей незаслуженно обделённый вниманием дебютный мета-хоррор «Глаза звезды» сейчас выглядит злобным (и пророческим) предшественником всей эпохи #MeToo, в своём подходе пытаются максимально абстрагироваться от скупого на режиссёрские изыски фильма 1989 года, подошедшего к экранизации исключительно с формальной стороны. А потому старательно нагнетают атмосферу, придают флешбэкам оттенки жёсткой рефлексии, рисуют межпространственные порталы, включают Чайковского и заставляют мёртвых девочек упражняться в аллюзиях.
В остальном всё кажется знакомым – даже малыш Гейдж в исполнении близнецов Лавуа выглядит копией себя из фильма Мэри Ламберт, так же радостно выбегая на дорогу перед резвым тягачом. А потом «Кладбище домашних животных» начинает финтить – хорошо обыгрывая трагическую аварию (кого-то спасут, кого-то снесут, всё вполне логично), новый сценарий, в отличие от оригинального сюжета, меняют детей местами, о чём недальновидно дают понять во всех трейлерах. Сначала это кажется выигрышным ходом – юная Жете Лоранс хорошо играет в обеих ипостасях, но поехавшее поведение её персонажа начинает стремительно затягивать историю куда-то не туда. Отчаянные поступки остальных героев только добавляют в действие неуклюжести и эпизодического хаоса, которые ещё можно списать на сферическое безумие происходящих событий, не пытайся создатели финальным актом прикончить даже такую простую кинговскую мысль о том, что мёртвым лучше оставаться мёртвыми.
Кластер сценаристов средней руки и тандем режиссёров, готовых к экспериментам – сочетание, априори приводящее к непредсказуемым последствиям. В данном случае их коллективное творчество приводит едва ли не к гибели самого фильма – всё, что происходит в его конце, напоминает плохую чёрную комедию, неизвестно зачем и как оказавшуюся в местных дебрях туманных кошмаров. Ирония заключается в том, что идеи литературного первоисточника каким-то чудом остаются на своих местах: столкновения рационализма и мистики, опасность игр с тем, что прячется по ту сторону. Но даже несмотря на сомнительную развязку, после которой фильм сам начинает казаться чудом вернувшимся с того света мертвецом, новое «Кладбище домашних животных» смотрится по большей части хорошо. Любопытно, жутко, временами смешно и нелепо – противоречивые чувства, которые, однако, не складываются в разочарование или сожаление. В конце концов, Колш и Уидмайер снова добиваются своего – их вторую, на этот раз уже куда более громкую, картину снова интересно обсуждать.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 4 апреля