ТАЙНАЯ ВОЙНА (SECRET WAR)
2019, Digic Pictures (Венгрия), 15 мин.
Режиссёр: Иштван Зоркоци
По рассказу Дэвида В. Амендолы
Как гласит кинематографическая история, во времена Второй мировой войны ушлые нацисты чем только не промышляли в поисках формулы стремительной и бесповоротной победы: от обращения своих солдат в плотоядных зомби до размещения тайных баз на обратной стороне Луны. Особенно выделяется попытка призвать в свои ряды рогатого демона с большой каменной рукой. «Тайная война» же проливает свет на события, происходившие по другую сторону фронта. Выясняется, что не только заносчивые арийцы готовы перешагнуть черту реальности, чтобы получить преимущество перед противником, но и лидеры Советов не дрогнут вписаться в потусторонний замес. Вот только, как и в случае с меченными свастикой, всё идёт вразрез планам Партии. И если нацисты в качестве последствий отделались крохотным чёртиком, советским же войскам досталась чёртова свора мерзопакостных тварей.
Чем же хороша история противостояния сынов полка и детищ преисподней? Сюжетно очевидно, что эпизод не из тех, что претендуют на глубокие и сакральные подтексты, а выезжает исключительно на концепте и визуальных решениях. Мультфильм, как и «Американский оборотень на Ближнем Востоке», демонстрирует отлитую по всем канонам военную драму, но в необычном сеттинге и выглядит как дорогущий синематик к какой-нибудь ААА-игре, которыми заманивают потенциальных игроков на этапе предрелиза. И в какой-то степени даже жаль, что в конце нет перехода к картинке от первого лица и передачи управления в руки зрителя, чтобы последний мог погрузиться в происходящее с головой. Родные пейзажи с берёзками и блаженное «ТоварищЪ!» покупают русскоговорящего зрителя с потрохами, а концентрация зубодробительного экшна на шестнадцать минут хронометража грозит любому реальным эстетическим передозом. Такого не наскребёшь во всём бондарчукском «Сталинграде» или [название любого отечественного военного фильма последних лет] при всей своей форе в продолжительности, не говоря уже о бюджетах.
Как и у большинства сегментов этого потрясающего воображение альманаха, у «Тайной войны» большой потенциал к полному метру или даже собственному анимационному сериалу. С другой стороны, вероятно именно в строго ограниченной дозировке кроется одна из главных причин столь яркого вау-эффекта. Да и уровень графики даже далёким от тонкостей кинопроизводства подсказывает, что отрисовывать и рендерить такие вот динамичные картинки – дело трудоёмкое и затяжное. А четверть часа – это всё-таки лучше, чем ничего. Но если таки можно попросить добавки, то кто в этой толпе желающих крайний? За вами будем.
Егор Пичугов