ДОРА И ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД (DORA AND THE LOST CITY OF GOLD)
2019, Австралия-США, 102 мин.
Жанр: приключения, семейный
Режиссёр: Джеймс Бобин
В ролях: Изабела Монер, Эухенио Дербес, Майкл Пенья, Ева Лонгория, Джеффри Уолберг, Николас Кумбе, Мадлен Мэдден, Темуэра Моррисон, Бенисио Дель Торо, Дэнни Трехо
Киноадаптация мегапопулярного обучающего мультсериала для самых маленьких внезапно дожила до своей полноценной реализации и даже умудрилась не оправдать худшие ожидания (если они у кого-то были). Телеканал Nickelodeon, решивший перевести одно из своих самых прибыльных наследий в новое русло, сделал это максимально аккуратно, обойдясь без каких-либо сюжетных неожиданностей и избежав возможных (и популярных сейчас) обвинений в каком-либо латентном расизме. «Дора и Затерянный город» непринуждённо следует простым и по сути единственно верным путём – оставляет главную героиню и всё её окружение истинными латиноамериканцами (как и было в оригинале), обходясь редкими и не особо важными исключениями, и привычным образом отправляет её в очередной необязательный поход навстречу приключениям.
Конечно, не обошлось без нововведений и изобретательных идей, занятно обыгрывающих существование анимационного первоисточника. Дора-путешественница (российскому зрителю больше знакомая в качестве Даши-следопыта), превращается из маленькой девочки со склонностью постоянно ломать (в обучающих целях) четвёртую стену в настоящую мечту подростка в начале пубертата. Юная актриса и певица Изабела Монер, чьей самой заметной ролью на сегодняшний день была (не)случайная спутница героя Бенисио Дель Торо в сиквеле «Sicario», натягивает знаменитые розовую футболку и красные шортики и превращается именно в ту Дору, которую мы заслужили. Безжалостно благожелательную, ультрапозитивную и больше не нуждающуюся в помощи своего зрителя – теперь она Индиана Джонс для школьников, настоящая Лара Крофт для целевой аудитории фильма.
Энергичная девочка-тинейджер, волею случая отправляющаяся из джунглей изучать новую местность (школу) и её туземное население, к счастью, особо там не задерживается. Создатели разумно стремятся избежать настолько затёртого штампа и торопливо отправляют свою героиню во главе команды архетипичных неудачников на её законное место – в дикие джунгли, где она сама отнюдь не выглядит дикаркой (как это происходит при попадании в цивилизованный мир). Правда, одним лишь стандартным приключением дело не ограничится – фильм не раз напомнит о том-самом-мультсериале, удачно обыграет его ключевые моменты (обращения героини в экран, фраза «Жулик, не воруй!» и т.п.), превратив всё сначала в вариацию на тему детского эскапизма, а затем – в галлюцинации, накатывающие на Дору в одном из эпизодов. Подобный подход в использовании оммажей настолько грамотно вписывается в общую сюжетную канву, что легко мог бы заслужить модную приставку «пост-«, будь речь о чём-то действительно серьёзном.
Однако слово «серьёзный», разумеется, не об этом фильме. Полный весёлых моментов и вполне адекватных (!) шуток уровня 6+, «Дора и Затерянный город» с иронией относится как к себе, так и к своему зрителю, предлагая совершенно искренний (и редкий на сегодняшний) день уровень наивной симпатии ко всему на свете. Забавно, но каким-то образом выбравшийся в широкий прокат игровой фильм от Nickelodeon оперирует своими наработками и потенциальными возможностями гораздо аккуратнее, чем предлагаемые сейчас практически ежегодно адаптации от студии Disney. Джеймс Бобин, до этого набивавший руку на «Маппетах» и «Алисе в Зазеркалье», снимает один из самых удачных семейных фильмов последних лет, нацеленный не только на детскую аудиторию, но и способный понравиться тем взрослым, что хоть раз видели «Дашу-следопыта» и имеют гибкое чувство юмора. Ну а для ценителей особого рода (простите) извращений, кроме Евы Лонгории, Майкла Пеньи и мексиканской суперзвезды Эухенио Дербеса где-то за кадром так же присутствуют Бенисио Дель Торо на озвучке лисёнка Жулика и Дэнни Трехо в качестве звукового сопровождения обезьянки Башмачка (ставшего в дубляже Бутсом). Конечно, в локализованном прокате подобное чувство юмора создателей сложно оценить, но сам этот факт лишний раз доказывает, насколько хорошим оно может быть.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 8 августа