ВТОРЖЕНИЕ
2019, Россия, 129 мин.
Жанр: фантастика, мелодрама, боевик
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Сергей Гармаш, Юрий Борисов
Два года назад на московское Чертаново упал космический корабль, разделив жизни простых обывателей на «до» и «после». Оказалось, что корабль был сбит российскими военными и никакой угрозы для Земли гость из других миров не нёс, однако, сделанного не воротишь. И не смотря на то, что корабль улетел, на Земле продолжают готовиться к гипотетическому инопланетному вторжению.
А ключевая фигура во всей этой катавасии – девушка Юля Лебедева – пытается вернуться к нормальной жизни, смириться с предполагаемой гибелью дорогого сердцу пришельца и найти своё место в мире, который стал для неё совсем чужим. Юля находится на попечении учёных, которые изучают произошедшие с ней изменения после контакта с Хэконом, а сама девушка теперь обладает способностью контролировать воду, которая является основой жизни космических гостей. Впрочем, сами гости так же заинтересованы Юлей. Посчитав, что инцидент в Чертаново преждевременно ускорил развитие человеческой цивилизации, искусственный интеллект пришельцев, прозванный Ра, решает вмешаться. И вот уже все цифровые источники информации призывают схватить и уничтожить Юлю, а на орбите Земли готовится нанести удар Ра, укомплектованный во флагманский корабль гостей.
Фёдор Бондарчук в 2017 году вынес на суд зрителей любопытный и в чём-то даже новаторский для отечественного развлекательного кино проект, призванный показать избитый мотив вторжения инопланетян на матушку Землю с точки зрения русского человека, не искушённого подобного рода визитами. Ну, правда, мы же не какие-нибудь там американцы, привыкшие каждый вторник встречать у Белого Дома с chleb-and-sol очередного рептилойда с не шибко дружественными намерениями. Поэтому «Притяжение», получив долю заслуженной критики, всё-таки нашло своего зрителя и принесло неплохие дивиденды, которые убедили Фонд кино выделить средства на продолжение. А продолжать было куда, скажем честно, ведь любая встреча с неизвестным порождает массу любопытных конфликтных ситуаций, и решение этих самых конфликтов – основа будущих сиквелов.
«Вторжение» и взяло за основу самый очевидный конфликт, требовавший разрешения. Мы в космосе не одни. Как поступят люди с этой шокирующей правдой? Логично, что земляне взялись осваивать технологии с другой планеты и разрабатывать меры предупреждения будущих визитов. Однако люди не учли, насколько далеко вперёд убежал инопланетный прогресс, в связи с чем наши собственные технологии оказались нашим же злейшим врагов. Тут, пожалуй, команду Бондарчука следует похвалить за не самую очевидную, но весьма увлекательную идею информационного вторжения, когда агрессор действует не в лоб, выпуская в небо армаду собственных кораблей, а банально сливает в сеть ладно склёпанную ИскИном клевету, вынуждающую людей самих идти друг против другу. Все мы заложники соцсетей и смартфонов, и Бондарчук в лучших традициях «Чёрного зеркала» показал, что будет, если кто-то умелый и более развитый перехватит управление интернетом. Истерия, охватывающая общество, доверяющее собственным смартфонам, способна распространиться со скоростью лесного пожара и лишь вопрос времени, когда мы сами истребим друг друга, ведомые вражеской дезинформацией. Как ни странно, но именно эта часть «Вторжения» у Бондарчука получилась лучше всего. Атмосфера паранойи нагнетается грамотно и не спеша, и к третьему акту зритель невольно ждет чего-то по-настоящему грандиозного.
Но третий акт внезапно разочаровывает своей бессмысленностью и надуманностью. Вместо завершения линии с сетевой дезинформацией и логичным вооружённым конфликтом всех против всех, дядя Фёдор решает пойти по пути Роланда Эммериха и обрушивает на Москву потоки воды. И с одной стороны визуально подобный апокалипсис смотрится недурственно, если бы ещё на его фоне происходило что-то вменяемое. Но нет, режиссёр посчитал, что именно в момент, когда все обречены захлебнуться в огромном водном куполе, время главной героине сыграть роль всея спасителя и использовать те таланты, которыми она бесцельно пользовалась первые два акта. Как итог, крайне смазанный и непродуманный финал, который портит тщательно выстроенную ранее атмосферу и оставляет после себя ряд вопросов, ответы на которые едва ли будут даны.
Актёрский состав с «Притяжения» почти не изменился. Ирина Старшенбаум, а вернее её героиня, своим идиотским поведением пубертатного подростка бесит, кажется, ещё больше, Риналь Мухаметов вновь включает харизму на максимум и тянет на себе юморную составляющую. Хотя, признаемся, одна и та же шутка, повторяющаяся в фильме раз пять, под конец уже не веселит. Олег Меньшиков снова безукоризненно отыграл генерала Лебедева и, пожалуй, это самый адекватный и вменяемый персонаж фильма, за которого искренне переживаешь. Ну и куда без Александра Петрова, который в этот раз, на удивление, выбрался из характерного для него амплуа уличного раздолбая и неплохо отыграл своего героя из прошлой части, физически и психически травмированного после стычки в Чертаново. Из новичков в истории появился солдафон Иван, которого играет Юрий Борисов, но персонаж получился удручающе плоским и непроработанным, так что когда к финалу его резко выводят из сюжета, зритель даже не задастся вопросом о его судьбе.
Зато снова правит бал вездесущий продакт-плейсмент, да в таких количествах, что реклама одного небезызвестного холдинга даже прописана в рамках сюжета. Ну, о домашнем интернете этого холдинга ничего хорошего сказать не можем, так что едва ли с его помощью в реальной жизни мы бы смогли остановить инопланетное вторжение. Наш родной кинодеятель за 20 лет, что существует современный отечественный кинематограф, так и не научился ненавязчивой рекламе в кадре, зачем-то пихая её зрителю прямо в лицо, да ещё крупным планом.
Но это мелочи. При всех своих огрехах, «Вторжение» всё равно получилось на порядок лучше, чем от него ожидали. Может быть, просто потому, что от него, в общем-то, ничего выдающегося и не ожидали. Но факт на лицо. Развлекательное кино в России запросто может быть и таким, выходя за рамки глуповатых комедий с низкопробным юмором и спортивных байопиков из советского прошлого. Как-то даже не вызывает сомнений, что в скором будущем Бондарчук выпустит третью часть с каким-нибудь звучным тайтлом в духе «Уничтожение». И хочется верить, что дядя Фёдор учтёт ошибки прошлого, поменяет сценаристов, не способных удержать напряжение в истории до финала, и выдаст именно тот фильм о вторжении инопланетян на Русь, какой мы заслуживаем. Без сопливой мелодрамы и с интересными пришельцами. Потому что терпеть два фильма подряд Мухаметова, как единственного представителя инопланетной формы жизни с татарскими корнями, – это нужно быть большим фанатом Мухаметова.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 1 января