ДЕЛО РИЧАРДА ДЖУЭЛЛА (RICHARD JEWELL)
2019, США, 131 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Пол Уолтер Хаузер, Сэм Рокуэлл, Кэти Бейтс, Джон Хэмм, Оливия Уайлд, Нина Арианда, Иэн Гомес
Обычный охранник Ричард Джуэлл, отстранённый от работы в полиции из-за слишком сильного рвения к своему делу, стал знаменитым на всю страну в июне 1996 года, когда во время проведения Олимпийских игр в Атланте вовремя обнаружил заложенную бомбу и спас сотни жизней. Но его триумф длился недолго, поскольку ФБР решило, что Джуэлл идеально вписывался в портрет террориста-одиночки и начало искать всевозможные доказательства его причастности к преступлению. Но этого оказалось мало – в результате утечки информации в прессу жизнь Ричарда превращается в кошмар, когда ореол героя моментально сменяет роль главного подозреваемого, открыто называемого в газетах террористом.
Старине Клинту Иствуду не впервой снимать кино по реальным фактам, повествующее о неравной битве простого человека с несправедливостью. История Ричарда Джуэлла выглядела стопроцентным «иствудовским» материалом, к тому же она не просто несла в себе актуальный и мощный месседж, но была довольно кинематографична, поскольку в ней обнаруживался и саспенс, и высокий драматизм, и обилие психологизма с яркими характерами. Вот только сам фильм вышел хоть и добротным, но всё же далеко не таким сильным, как от него ожидалось – может, тому виной преклонный возраст постановщика, но Иствуд просто не смог задействовать все имевшиеся у него на руках козыри должным образом.
Его режиссура довольно крепка, но уж слишком безыскусна – основные события запечатлеваются несколько дежурно, на холодном носу и без должного накала страстей, как скупая констатация факта. Эта драма сражения маленького человека против агрессивной системы была не так проста и содержала уйму интересных нюансов, на которых стоило бы остановиться подробнее: например, неоднозначный портрет главного героя, поскольку Джуэлл был не просто маменькиным сынком и диванным тюфяком, он раздражал многих коллег дотошностью, был слишком назойлив, прекрасно разбирался в оружии, забрал сувенир с места взрыва и мечтал вновь стать полицейским. Его образ прекрасно вписывался в болезненную тему «виктимблейминга», когда образ жертвы работает против неё самой, заставляя обращать внимание других людей прежде всего на нелицеприятные черты – здесь Иствуд мог немного поиграть со зрителем, заставив того сомневаться в Джуэлле, чтобы почувствовать, как легко можно пойти по ложному пути при расследовании. Но все эти моменты сводятся к тому, что адвокат Уотсон Брайант (Сэм Рокуэлл) спрашивает у Ричарда «а зачем ты это сказал, а зачем ты это сделал», на что тот только разводит руками, а ФБР со странным упорством, достойным лучшего применения, вгрызается в версию причастности Джуэлла, отодвигая в сторону иные теории.
Очевидно, что режиссёр этими аспектами заниматься не хочет совершенно, поскольку в изображении семьи Джуэлл Иствуду нужно исключительно зрительское сочувствие в качестве ответной реакции. Но трагедия травли заключена также и в следующем: большинство её инициаторов уверены в одном – они просто выполняют свою работу и не делают ничего плохого, чем запускают действие сложного деструктивного механизма. Здесь это изображено и объяснено несколько однобоко – агенты ФБР представлены гадкими злодеями, жаждущими засадить толстяка за решётку во что бы то ни стало, работники СМИ в лице неприятной журналистки Кэти Скраггс (бойко сыгранной Оливией Уайлд) тем более показаны скользкими типами. Но в их лице не получается персонифицировать всю разрушительную мощь Пятой власти, как и самой системы правосудия, идеалы которой рушатся у Ричарда на глазах. Кстати, необходимой эмоциональной силы от той травли, которую развернули против Джуэлла, и от которой действительно ждёшь психологического террора с настоящим катарсисом на выходе, здесь фактически нет, одни лишь слова и фразы – эти моменты отлично отыгрывает лишь Кэти Бейтс, очень человечно и трогательно исполнившая роль несчастной матери Джуэлла, вынужденной внезапно столкнуться с позором, с которым её любимого сына клеймят с экранов ТВ и страниц газет.
Не хотелось бы однозначно утверждать, что «Дело Ричарда Джуэлла» – кино совсем уж слабое. В нём присутствует достаточное количество умных идей, сильных деталей и крепких актёрских работ. Просто его сложно причислить к лучшим картинам Иствуда как режиссёра: в данном случае посыл истории оказывается сильнее самого фильма. Но даже не обладая особо выдающимися художественными достоинствами, картина призывает зрителей думать над раздуваемыми в СМИ скандалами осмысленно, а не по инерции, что в свете многих событий последних лет бьёт не в бровь, а в глаз. Ведь если в телевизоре кого-то с видимым упорством хотят заклеймить в качестве отпетого негодяя, действительно ли это соответствует истине?
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 9 января