Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2019: Лучший сценарий
Автор: С. Фоменко, К. БольшаковДата: 30.11.2019 09:02
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи – сценарий, сценарий и ещё раз сценарий», сказал как-то Альфред Хичкок. Хотя в схожих словах высказывались и другие важные кинодеятели. Такеши Китано заявлял «Когда я пишу сценарий, в моей голове уже готов весь фильм». А, например, в «Солдатах неудачи» прозвучала фраза «Я не читаю сценарий, это сценарий читает меня!» Словом, ясно, что сценарий критически важен для любого хорошего фильма, а потому не вздумайте недооценивать и важность этой номинации!

ПРЕТЕНДЕНТЫ:






Когда заходит разговор о «Джокере», то одна из первых фраз, наверняка, будет: «Ну да, сценарий в этой ленте вовсе не главное. Ты посмотри на игру Феникса». Действительно, если попытаться пересказать сюжет картины, то история выйдет совсем неказистая. Артур честно пытается полюбить свою работу, потому что идти на «любимую» работу намного веселее. Флека пинают нищие, Флека пинают богачи. И какой-то из этих ударов становится критическим. Той точкой невозврата, за которой маленький забитый больной человечек теряет человеческие черты и превращается в хладнокровное животное, готовое убить каждого, кто ступит на его территорию.

Но кажущаяся простота очень обманчива. В самом деле, перед нами не обычный клоун-убийца (как будто бывают обычные клоуны-убийцы), а Джокер – человек с тысячей биографий. И этот факт сразу же делает его ненадёжным рассказчиком. И некоторые сюжетные повороты лишь подтверждают наши догадки. Флек болен, и болезнь в синтезе с препаратам сильно влияет на объективное восприятие реальности. Сможет ли такой герой рассказать что-то о себе? Пожалуй, да. Можно ли ему верить? Вот этот вопрос и является главным на протяжении всего фильма. А тут ещё и отдельные эпизоды были выброшены из общего хронометража, оставив сюжетные линии второстепенных персонажей в подвешенном состоянии. В результате мы не можем определить правильно даже количество убийств, совершённых Джокером. А если мы ещё и перестанем верить главному герою, вся лента покроется изрядным слоем таинственности. Правда, зная Джокера наверняка можно сказать только то что, что всё происходящее было. А вот в голове или реальном мире – решайте сами. Неплохо для простенького сценария о падении человека на дно, согласитесь.


Тонкая игра аллюзий и смыслов в магическом реализме от Пон Джун-хо в этом году раскрывается в удивительно реалистичную сказку-притчу о сосуществовании семей – беднейшей, паразитирующей на богатых (но по сути таких же паразитах) и открывающей существование ещё одной бедной семьи, выпадающей из оптики повседневного паразитирования. Словом, как в поговорке: «Паразит на паразите сидит, паразитом погоняет». Изыски сценарной линии представляют хорошо знакомые по советскому прошлому описания классовой борьбы в совершенно незнакомых ипостасях странного сосуществования, больше напоминающего жизнь насекомых.

Скелет сценария в «Паразитах» практически прорастает через образы, а сюр повседневности органически приправляется абсурдными диалогами и отдельными режиссёрскими находками. Самой блистательной из которых оказывается момент с общим запахом членов одной семьи. И даже неминуемо жестокая развязка, финально-фамильная резня, прерывает абсурд почти с сожалением. Сценарий, достойный книжного воплощения – своего Маркеса или Акутагавы – не меньше, чем кинематографического. И не получивший первого места только благодаря участию в гонке еще более сильного мэтра.


Говорят, сюжеты фильмов этого мастера невозможно пересказать – любой пересказ немедленно схлопывает жемчужину картины в лютый трэш. Уже десятки страниц написаны о том, что секрет успеха творений Тарантино в гениальных диалогах, помноженных на эмоциональную игру. Сюжета – нет, пустоту за гениальными гэгами компенсируют сами гениальные гэги. Впрочем, бытует и обратная легенда, что никакой дотошной работы сценаристов и не предусматривается: самые яркие реплики рождаются экспромтом. Прямо на съемочной площадке!

Как бы то ни было, в многообразии смыслов последней ленты Тарантинто, «Однажды в... Голливуде», можно увидеть в том числе идею могущества киносценария, превращающего экранных героев в героев подлинных (и опять же, для нас – на киноэкране), способных дать отпор нападению шайки хипповатых, но кровожадных маньяков. Известная находка Тарантино – в превращении истории в фантасмагорию – обретает здесь новый аспект: фантасмагория тоже обретает собственную сценарную логику. Инфернальную, но безупречную – в каждой реплике, в кадрах стрельбы и в сцене с огнемётом. Всё на своём месте! Как и заслуженная награда в нашей номинации.

Сергей Фоменко,
Константин Большаков

ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Паразиты
2. Однажды в... Голливуде
3. Достать ножи



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2018 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2017 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2016 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2015 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2014 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2013 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2012 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2011 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2010 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 205 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio