«Подземелья и драконы» – как много в этих словах. Речь идёт не о культовой ролевой игре, не о её воплощении в виде
мультсериала, а об одном из самых громких провалов развлекательного кинематографа.
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ДРАКОНОВ (DUNGEONS & DRAGONS)
2000, США-Чехия-Канада, 107 мин.
Жанр: фэнтези, боевик, приключения
Режиссёр: Кортни Соломон
В ролях: Джереми Айронс, Брюс Пэйн, Джастин Уэйлин, Марлон Уайанс, Роберт Миано, Томаш Хаврлик, Тора Бёрч
Фантастический боевик, выпущенный в 2000 году, основанный на фэнтези-системе, столь уважаемой американскими гиками, при бюджете в 45 миллионов собрал лишь 15, был поруган фанатами, уничтожен критиками, а инвесторы и правообладатели в лице корпораций TSR и Wizards of the Coast, выпускающих ролевые игры, прятали лица в ладонях и плакали из-за невообразимости провала. Творческий неуспех с киноверсией «Подземелий…» привёл к тому, что Голливуд боится вкладываться во франшизу и по сей день, а выход готовящегося в тот момент «Властелина колец» буквально все поклонники масштабного кино ждали с опаской.
Некий Кортни Соломон потратил аж десять лет на поиски финансирования для фильма. Права на экранизацию честолюбивый постановщик приобрёл ещё в 1990-м, когда ему было всего 19 лет. Он только намеревался спродюсировать киноленту, но глава компании TSR Лоррейн Уильямс отбраковывала одного предложенного режиссёра за другим. В итоге Соломон сам взялся за постановку.
По сюжету в беспокойной империи Измир большой авторитет имеет группа магов. Они составляют нечто вроде парламента, в то время как правит всем Императрица, умеющая, кхм, повелевать драконами. Местная Мать Драконов на самом деле и в подмётки не годится кхалиси, тем более, что злой маг Профион со своим лысым приспешником Дамодаром намеревается украсть жезл Саврилла и сам повелевать крылатыми ящерами. Тем временем, два вора Ридли и Снейлс врываются в школу магии, крадут карту, ведущую к магическому жезлу, по пути знакомятся с чародейкой Мариной, рыжим воином-дварфом, чернокожей эльфийкой и отправляются в путешествие.
Без сомнения, «Подземелья» предвосхитили многие фэнтези-тенденции и даже тренды сегодняшего дня. И бесспорно, что сценаристы пытались обыграть тот скудный материал, что был у них на руках, и заняться продуманным (ха!) ворлдбилдингом. На деле же у авторов вышел детский утренник: декорации и костюмы, может быть, удались, но всё, включая главный сюжет и характеры центральных персонажей, увядает в кислотном безумии происходящего. В удивительно банальном для фэнтези повествовании так много дыр, что даже люди, далёкие от столпов жанра, пожимали плечами.
Честно говоря, это не самое плохое. Самая очевидная цель для гнева аудитории представляет собой актёров: от тех, что на главных ролях, до статистов, слоняющихся без причины. Наиболее вменяемое выступление демонстрирует только Айронс. Оно и понятно, актёр маститый, но даже он с грустной улыбкой во время пресс-релизов заявлял, что снялся в фильме только потому, что купил себе замок (!) и ему надо было платить по счетам.
Тысячи фанатов (ладно, сотни, если речь идёт о России) думают, почему «Подземелья и драконы» до сих пор не получили адекватного киновоплощения. А те, кто не знают, что киноверсия вообще была, натыкаются на версию 2000-го и тут же ловят инсульт: простить такое кощунство нельзя. Дешёвые даже по тем временам спецэффекты, запутанный квест в центре сценария, отсутствие воображения при реализации: возможно, сие творение стало одной из причин, почему до выхода великого и ужасного «Властелина колец» Джексона фэнтези в кино было убийственно непопулярным жанром. Несмотря на то, что детишкам вроде как нравилось, да и распространение на VHS у фильма Кортни Соломона было вполне себе обширным, «Подземелье драконов» было провалом с большой буквы «П».
Оправился лишь Джереми Айронс, и то полностью разве что к «Царству небесному» спустя пять лет. Кортни Соломон похоронил свою карьеру, навсегда оставшись в статусе постановщика категории «Б»; Джастин Уэйлин пропал из мира кино так же внезапно, как в нём появился; Марлон Уайанс вернулся в «Очень страшное кино» и слабые комедии; красотка Зои МакЛеллан кроме «Грязных мокрых денег» в фильмографии ничего достойного более и не заполучила; ну а Брюс Пэйн вернулся к роли злого властелина Дамодара в сиквеле, который был ещё хуже, так что и говорить о нём не хочется, равно как и о не менее позорном триквеле. Вероятно, грядущая экранизация легендарной ролевой игры в 2021-м спасёт положение, а пока кроме мультсериала лицезреть чего-то адекватного о мире Dungeons & Dragons на экране не приходится.
Егор Рябцев