ПОКА МЫ МОЛОДЫ (WHILE WE'RE YOUNG)
2014, США, 97 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Ноа Бумбак
В ролях: Бен Стиллер, Наоми Уоттс, Адам Драйвер, Аманда Сайфред, Чарльз Гродин
Если бы Вуди Аллен родился на сорок лет позже, он бы, без сомнения, стал Ноа Бумбаком. И пусть автор «Милой Фрэнсис» и «Брачной истории» не так ироничен, как постановщик «Манхэттена», зато он чаще обращается к драме.
Не прибегая к сложным приёмам, просто, но в то же время со вкусом Бумбак показывает, насколько многообразной может быть жизнь обычных людей. Суть вещей в его историях раскрывается в неловком молчании, в продолжительных паузах, в выразительных взглядах, томных вздохах и лаконичных фразах. Особенно пристальное внимание постановщик уделяет диалогам, в которых мелкие детали приобретают решающее значение.
Не стала в этом смысле исключением выпущенная 6 сентября 2014 года на международном кинофестивале в Торонто картина «Пока мы молоды». До российских экранов она добралась спустя только шесть с небольшим лет. Лента живописует (нет, скорее, бытописует!) историю супружеской пары средних лет. Из их жизни уже давно исчезли яркие краски; мужчина и женщина плывут по течению, почти и не помышляя о том, что скрывается от них на берегах.
Режиссер-документалист Джош Сребник (Бен Стиллер) и его жена-продюсер Корнелия (Наоми Уоттс) так и продолжали бы решать стандартные рабочие вопросы, выяснять отношения друг с другом и со своими ближайшими родственниками, изредка переключая внимание на мир вовне, если бы не случайное знакомство с Джейми (Адам Драйвер) и Дарби (Аманда Сайфред) – молодой парой энтузиастов, проживающих каждый день так, словно он последний.
Джейми тоже мечтает снимать документальное кино, а потому между мужчинами очень быстро завязывается дружба. Связь с новыми людьми мгновенно меняет Джоша и Корнелию. Они будто переносятся на двадцать лет назад – супруги вновь чувствуют вкус к жизни, их наполняют энергия и адреналин, а знакомые вроде бы вещи открываются по-новому. Муж и жена превращаются в наивных первооткрывателей.
Однако «Пока мы молоды» – не драмеди о кидалтах. Напротив, это сложноустроенная, в меру смешная, немного грустная и поучительная история о том, как смириться со взрослением. Показывая это, Бумбак чередует юмор и драму, вводит в сюжет стереотипных второстепенных персонажей (забавные друзья главных героев Флэтчер и Марина в исполнении Адама Хоровица и Марим Диззии соответственно) и обращается к комедии положений (герой Стиллера перманентно попадает в курьёзные неожиданные ситуации – комедийный дар актёра используется сполна).
Но невротичный Джош и целеустремлённый Джейми – на самом деле две грани одного человека. Этот мужчина боится жить (ведь жизнь – это боль), но в то же время страстно желает стать частью мира вокруг. Он не хочет ничего упустить. Джош «бежит» от молодости, Джейми – заражается ею, благодарно принимая всё то, что она дарует: и плохое, и хорошее.
Противоречия провоцируют внутренний конфликт, который очень скоро трансформируется в противостояние с окружающим миром. Именно поэтому Джош в определённый момент ссорится с женой, тестем и самыми близкими друзьями.
Свойственные фильмам Бумбака медленный темп повествования, ненапряжённые, точно прописанные диалоги и кажущаяся незначительность происходящего призваны показать – подобных Джошу и Корнелии пар очень много, быт и монотонность жизни съедают их с потрохами.
В погоне за успехом, в упорных попытках найти место в жизни Джош предпочитает сладкую ложь горькой правде и подпитывает эго (его документальный фильм о политологе Ире Мандельштаме – попытка написать свою историю внутри чужой), но он недостаточно смел для того, чтобы признаться самому себе в обмане.
И только новый товарищ в лице Джейми невольно показывает ему – быть одновременно счастливым мужем и беспринципным карьеристом, желторотым юнцом и мужчиной с сединой на висках, весёлым и грустным невозможно. В каждом из состояний, в любом из жизненных этапов можно найти что-то замечательное. Понять это – значит стать взрослым.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 5 ноября