ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА
2021, Россия, 121 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссёр: Дмитрий Дьяченко
В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Сергей Бурунов, Елена Валюшкина, Кирилл Зайцев
После триумфальной победы Ивана Ильича и сказочной братии над перешедшим на тёмную сторону Добрыней Никитичем, в Белогорье, кажется, наступил долгожданный мир. Сам Иван номинально утратил статус «последнего богатыря», ведь по канонам Пушкина нашего Александра Сергеевича «…на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных», после того, как проклятие Варвары сошло на нет. Теперь Иван привыкает к жизни в новом для себя мире с Василисой, но блага современной Москвы не отпускают героя, ведь как прожить без электричества или кофе? Избалованному прелестями современной цивилизации отказаться от этого трудно, вот и Иван нет-нет, да и пускает в ход волшебный меч-кладенец, чтобы сбежать из Белогорья за чашкой капучино или горячей ванной. А между тем под Белогорьем пробудилось древнее зло, корни которого простираются так глубоко, что Ивану придётся собрать всё своё мужество и новых соратников, чтобы вместе защитить новый дом от тьмы.
«Последний богатырь» 2017 года – это результат успешной кооперации западной Disney и отечественной Yellow, Black & White, решивших на основе русских народных сказок и былин создать приключенческую франшизу для всей семьи. Прошлый опыт «Мышиного дома» на ниве русского фольклора закончился оглушительным провалом, и «Книгу мастеров» сегодня в приличном обществе вспоминать не принято. «Последний богатырь» же стал лидером проката и отлично проявил себя в коммерческом плане, получив, помимо прочего, положительный «сарафан». Российскому зрителю понравилась современная сказка, выставляющая в новом свете традиционных и знакомых с детства персонажей вроде Бабы Яги или Кощея Бессмертного, а обилие гэгов и юмора сделали «Богатыря» этаким отечественным ответом «Шреку», успешно выступавшим ранее на том же жанровом поле.
Сюрпризом не стало и объявление о съёмках одновременно сиквела и триквела под патронажем бессменного режиссёра Дмитрия Дьяченко, зарекомендовавшего себя дилогией «О чём говорят мужчины» и семейной сатирической супергероикой о семействе Бобровых. «Корень зла», таким образом, становится прямым продолжением оригинальной ленты, продолжая линию Ивана и его товарищей на поприще борьбы со сказочным злом.
Неожиданный клиффхангер, которым завершилась первая часть, получает в продолжении логичную развязку – домработница Ивана, Галина, оказалась злодейкой и матерью Варвары, имеющей определённые виды на Белогорье. Впрочем, Галина и Варвара не единственные напасти, свалившиеся на голову Ивану. Оказывается, давно убитый наставник Кощея, колдун Белогор, обратился ко злу, став Роголебом – созданием из древесных корней, плетущим интриги во славу абстрактной Тьмы. И вот тут начинаются очевидные проблемы сиквела, которые портят в целом приятное впечатление от набирающей обороты серии.
Мотивация всех без исключения антагонистов в «Корне зла» условная и до банальности шаблонная. Поклонение Тьме как явлению – клише такое махровое, что даже Голливуд старается отказываться от него в угоду разноплановости злодейского сообщества. Да, если задуматься, то Роголебом движет самая очевидная месть Кощею, но что побуждает Галину вершить зло – решительно не ясно. Более того, в сиквеле, как никогда ранее, заметно влияние Disney на сюжетообразование. «Корень зла» своими притянутыми за уши семейными откровениями напоминают какие-нибудь «Звёздные войны», где «Иван, я твоя мать!» еще не самый удручающий мотив.
Если окинуть пока еще дилогию общим взглядом, то заметно, что «Корень зла» не привносит в серию ничего принципиально нового. Те же самые персонажи, те же самые локации, которые разнообразили лишь за счет короткого путешествия к Стране Мёртвых, то же самое качество постановки. Словно руководство Yellow, Black & White решило от греха не трогать то, что прекрасно работало в первой части, изменив вторую лишь косметически. Да, тут есть Колобок, ставший агрессивной шпаной с голосом Гарика Харламова, шутящий на хлебо-булочную тему. Но стал ли «Корень зла» от этого увлекательнее? Спорный вопрос. А первый витязь на деревне Финист введён, кажется, лишь для контраста с Иваном, страдающим от непробудившейся молодецкой удали, да чтобы главный герой мог ревновать к местному секс-символу Василису.
К чести Виктора Хориняка стоит отметить, что тот старается как может стать лицом франшизы. Харизмы молодому актёру не занимать, и в «Корне зла» он неожиданно предстаёт в драматическом амплуа, только вот куда в дальнейшем заведёт историю заигрывание с тесными семейными узами – не берёмся предсказывать. Слишком уж скользкую дорожку избрали отечественные киноделы.
«Последний богатырь: Корень зла», безусловно, не разочарует тех, кому понравился оригинальный фильм. Он такой же яркий, весёлый, эксплуатирующий богатое наследие русского фольклора. Однако, возникшая тревожная тенденция на самоповторы и заезженные клише, вызывает определённый обман ожиданий. Представленный во время финальных титров тизер триквела, ясно даёт понять, что продолжение будет разворачиваться уже в нашем мире. И это отличная возможность уйти от штампов, и показать развитие героев под новыми углами. Хочется надеяться, что творческая команда Yellow, Black & White и Disney учтут ошибки «Корня зла» и выдадут логичное и заслуженное завершение богатырской трилогии.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 1 января