ЧЕРНОБЫЛЬ
2021, Россия, 136 мин.
Жанр: драма, история
Режиссёр: Данила Козловский
В ролях: Данила Козловский, Филипп Авдеев, Оксана Акиньшина, Николай Козак, Равшана Куркова, Игорь Черневич, Петр Терещенко
«Дадим ответ басурманам с нашей правдой», – так, видимо, рассуждал Козловский после ЭйчБиОшного «Чернобыля». Продюсеры открещивались и говорили, мол, самый популярный сериал 2019 года тут ни при чём, это всё совпадения, наша версия печальных событий была запущена в производство куда раньше, но надо согласиться, что именно зарубежная версия тему как открыла, так и закрыла. Любое последующее произведение будет обречено на сравнение с версией HBO. Так и здесь: «Чернобыль» Козловского представляет собой тоску; тоску иную, чем в сериале Мейзина и Ренка, но всё же тоску, причём в плохом смысле этого слова. Вместо большого количество тем, поднятого сериалом, а также ответа на извечный русский вопрос «кто виноват?», «Чернобыль» рук Козловского использует катастрофу лишь как фон для развития кислой мелодрамы. Поэтичный, но откровенно слабый проект; парадокс в том, что замени Чернобыль в «Чернобыле» на любой другой инцидент, сюжет не особо изменится.
1986 год. Козловский играет рубаху-парня Алексея – пожарного, который готовится к переводу в Киев. В Припяти у него бывшая возлюбленная и, как выясняется, сын. Взрыв четвёртого энергоблока ломает эту наклёвывающуюся ячейку общества. Алексей становится героем поневоле: ему, как знающему все лабиринты станции, надо проникнуть внутрь и откачать воду из резервуаров.
Проблема «Чернобыля» не в том, что Козловский позарился на кусок, который он не может откусить (как показал сериал, в катастрофе зарыто много тем и много жанров: от боди-хоррора и фильма-катастрофы до судебной драмы и детектива), а в том, что тон киноленты постоянно болтает из стороны в сторону. В едином ключе выдержано только начало, но и оно струится лубочной атмосферой: в декорациях замечены бутафорские агитационные плакаты, хиты Boney M. и постеры с Рэмбо. Затем начинается и пресловутая катастрофа, и резкая смена фокуса на проснувшиеся отцовские инстинкты у Алексея. Дальнейшие события вроде как развиваются в духе приключенческого триллера, но, опять же, общий тон в виде любовной истории начисто стирает остросюжетные эффекты.
При этом «Чернобыль», несмотря на то, что Козловский имел все возможности избежать клюквы, ощущается искусственным. В первую очередь из-за введения в сюжет ненужных персонажей: мудрой врача-радиолога, а также чиновника – врага советского народа. Эти герои являются костылями для сюжета; ну, чтобы сценарий окончательно не просел. Весьма спорное решение: лирическая линия объезжает этих личностей и в конце концов оказывается исконно русским сюжетом о жертве личным ради общего блага.
Атмосфера русской бесконечной хтони затмевается слабой романтической историей: запутанный билет в ад в один конец оказывается историей любви. Акцент, кажется, сделали явно не на том, на чём следовало бы, из-за чего ритмика повествования постоянно сбоит; картонные герои зачитывают не менее картонные диалоги, а любовь вроде как побеждает всё. Финал, конечно, более неоднозначный, однако, и он не выделяется на фоне безжизненной истории: камон, ребята, герой Козловского [спойлер], утрите слёзы и сделайте соответствующие выводы.
Егор Рябцев