ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ В СОХО (LAST NIGHT IN SOHO)
2021, Великобритания, 116 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссёр: Эдгар Райт
В ролях: Томасин МакКензи, Аня Тейлор-Джой, Мэтт Смит, Теренс Стэмп, Дайана Ригг, Рита Ташингэм
Всё начинается с танца в платье из газет под сингл «A World Without Love», и тем самым режиссёр сразу очерчивает дальнейшие намерения – на протяжении всего фильма он будет вести свою героиню с помощью саундтрека, наставлять и предупреждать, выражая неприкрытую симпатию и требуя всё больше новых страданий. Юная Элоиз (Томасин МакКензи), отправившаяся в современный Лондон в погоне за мечтой, однажды во сне окажется в Лондоне 60-х, в настоящем центре вселенной, где не преминет броситься навстречу живой музыке и хаосу жизни. Нюанс в том, что Элоиз выступит лишь обыкновенным наблюдателем, ненароком подсматривающим за эпизодами из жизни начинающей певицы Сэнди (Аня Тейлор-Джой), стремящейся стать первым номером на этом свингующем празднике. Всё будет, как в настоящей сказке – грёзы и очарование, первое яркое впечатление и встреча с набриолиненным принцем (Мэтт Смит), готовым помочь на пути к успеху. Но у любой магии есть своя цена, поэтому принц оказывается обыкновенным сутенёром, а фантасмагория прошлого оборачивается кошмаром в настоящем. Элоиз, заворожённая образом Сэнди, сама не замечает, как её реальность начинает трещать по швам и полниться призраками.
Райт по последней моде играет с жанровыми ожиданиями зрителя – замечательный музыкальный фильм у него превращается сначала в женоненавистнический триллер, а затем в плохой шизофренический хоррор. В этой мультижанровости и кроется основная проблема «Прошлой ночи в Сохо» – режиссёр трилогии «Трёх вкусов "Корнетто"» не может одинаково хорошо работать во всех выбранных направлениях, непременно оступается при смене тональности и приводит всё к механически выверенному, но от этого ещё более безумному финалу. После экспозиции, в которой главная героиня не выдерживает испытания общежитием колледжа искусств и снимает комнату в старом квартале, начинается самая впечатляющая часть фильма – те ярко обрисованные 60-е. Первое попадание Элоиз туда по-настоящему ошеломляет – личности двух героинь сливаются почти моментально и начинают двигаться в едином порыве. Лёгкий удар пальцем по отражению, и одна реальность сменяет другую под аккомпанемент поп-хитов и бесконечное кружево танца. Однако изнанка иллюзорного мира страшна, хорошие времена имеют обыкновение стремительно исчезать, и вот уже оказывается, что выступать на сцене клуба приходится для тех, кто платит. Для мужчин, которых нужно сделать счастливыми (в постели), которые не запомнят имени очередной хорошенькой девицы, чья жизнь запросто может закончиться в ближайшей канаве. Кто-то когда-нибудь умирал в каждой квартире, каждом доме и на каждом углу этого города, так чего же ещё ждать?
Но, когда уже кажется, что Райт всерьёз решил снять свой мэшап «Запрещённого приёма» и фильмов джалло, аттракцион заканчивается. «Прошлой ночью в Сохо» словно бы проваливается в вакуум – после настолько стремительного и плотного действия смена ритма оказывается убийственной. Вспышка, оставляющая после себя лишь дымку триллера и неловкого хоррора с плохо отрисованными призраками сферической мизогинии, преследующими трепещущую Элоиз. Райт, предостерегающий от идеализации конкретной эпохи и воздушных мечтаний, не может серьёзно резюмировать свои мысли, для него слова о том, что Лондона порой бывает чересчур, не выглядят каким-то предупреждением, скорее наоборот – оказываются призывом к действию. Инфернально-утомительное расследование преступления из прошлого сталкивается с максимально изощрённым сюжетным твистом, Дарио Ардженто превращается в Эдгара Аллана По, тот в свою очередь смотрит в сторону Романа Полански, руки мертвецов лезут сквозь стены, а поющая Аня Тейлор-Джой медленно поднимается по стеклянной лестнице навстречу финалу. Всё это, впрочем, детали не такие уж обязательные и абсолютно декоративные, однако режиссёра не остановить – он уже не слабо перебрал и готов отдать всё на откуп происходящему кринжу. Точно так же, как для Сэнди долгожданный золушкин танец на балу превращается в психосексуальный кошмар, а для Элоиз – в хэллоуинскую вечеринку мертвецов, для Райта 60-е, несмотря на его нескрываемую одержимость ими, оказываются примером того, насколько опасным может быть чрезмерная ностальгия.
Любопытно, что при детальном анализе «Прошлой ночью в Сохо» может показаться гораздо хуже, чем есть на самом деле. Виной тому и неоднородность повествования, и то, что ко второй половине действия в целом возникает слишком много вопросов, и жадность Райта, который захотел всего и сразу. Тем не менее, даже в таком неоднозначном виде, картина остаётся одним из самых примечательных фильмов года, которому для того, чтобы войти в число лучших, не хватило банального творческого контроля. Здесь запросто обманывают ожидания и настраивают на совсем другое развитие сюжета, тушат пожар, но разжигают настоящее пламя, восхищают постановкой одного эпизода и тут же заставляют фейспалмить от другого. И посреди всех этих противоречий легко упустить нечто действительно важное – несмотря на то, что история оказывается в итоге про поиск себя, главная героиня после всего пережитого так и остаётся личностью зависимой, которой жизненно необходима основа для подражания. В этом, внезапно, кроется своя злая ирония, ведь по мнению Райта воображение (по крайней мере, в отношении Элоиз) не может жить без заимствования извне, и чтобы создать что-то действительно стоящее, нужно оглянуться назад. Не факт, что позади остались действительно хорошие времена, но, как поётся на финальных титрах, for last night in Soho I let my life go.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 25 ноября