Американский студент с ярко-выраженными пакистанскими корнями обвиняется в жестоком убийстве белой девушки – это толерантная драма или захватывающий детектив?
ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (THE NIGHT OF)
2016, США
Жанр: драма, криминал, детектив
Количество сезонов: 1
Режиссеры: Стивен Зеллиан, Джеймс Марш
В ролях: Джон Туртурро, Риз Ахмед, Майкл Кеннет Уильямс, Билл Кэмп, Дженни Берлин, Пурна Джаганнатан
Насир «Наз» Хан, типичный нью-йоркский парнишка, который ничем не выделяется из студенческой братии, решил посетить модную вечеринку, не подозревая, что сегодняшняя ночь для него явно не задастся. Угнав машину своего отца-таксиста он начинает кататься с подозрительной незнакомкой, после чего (как следует из материалов дела) «вступает с ней в интимную близость». Посреди ночи паренек обнаруживает свою любовницу зверски зарезанной и в панике убегает, оставив на месте преступления кучу улик и лишних свидетелей. Как будто этого было мало, он умудряется буквально через пару кварталов попасть в лапы копов, и вот тут срывает весь джек-пот обвинений – против него сыграет и угон авто, и орудие убийства в кармане, и неадекватное поведение.
Вдобавок к этому джентльменскому набору истинного уголовника, Наз накачался наркотиками, так что сам честно заявляет: «Не помню, что было после того, как в порыве страсти упал с девушкой на кровать, но убить я её не мог». В общем, ни у полицейских, ни у прокуратуры, ни у судьи с присяжными особых иллюзий по поводу судьбы Насира не возникает. Дело «невиновного Рафика» кажется даже не простым, а элементарным. Не нужен никакой Шерлок Холмс, да и нет его. Наоборот, есть уходящий буквально через пару дней на пенсию детектив, который не желает излишне заморачиваться в такой простой ситуации. Казалось бы, сериал можно закрывать после первой серии. Но всё меняется, когда приходят они – больные экземой ноги адвоката Джона Стоуна, в 95% случаев работающего с настоящими преступниками. Собственно, Насир Хан и Джон Стоун составляют главный дуэт этого шоу, все остальные, пусть и серьезно влияют на сюжет, всё равно остаются фоном. Так что приглядимся к этой парочке чуть подробнее.
Насир Хан (Риз Ахмед)
Выходец из Пакистана, тихий и умный студент. «Хороший мальчик», как заявляет защита, «из бедной семьи». Никаких мотивов для убийства не имеет, но защищается как-то вяло, прекрасно понимая в силу своего интеллекта, что шансов на оправдание у него практически нет. Постепенно под давлением начинает огрызаться, а в тюрьме, где он сидит в ожидании приговора, попадает под влияние серьезных криминальных авторитетов, в результате чего быстро теряет прежнее очарование – участвует в тюремных разборках, бреется наголо, накалывает татуировку и берет себе кличку Синбад. Справедливости ради, «sin» и «bad» на пальцах двух рук смотрятся достаточно стильно, но явно не располагают к симпатиям присяжных.
Джон Стоун (Джон Туртурро)
Дешёвый адвокат, чья карьера – просто убожество, а перспективы лишь немногим лучше, чем у его подзащитных. Дела Джона настолько плохи, что он вынужден околачиваться по полицейским участкам в поисках наркоманов, проституток и прочих задержанных отбросов общества, которым нужна хоть какая-то защита. Стоун способен выторговать для своих подопечных более-менее выгодный приговор (возможно, из-за того, что судьям просто противно лишний раз разговаривать с ними), но это мелкая рыбёшка, не имеющая возможности (да и опыта) ведения крупных дел. Стоун берётся за дело Насира Хана – для него это шанс если и не пробиться в высшую лигу, то хотя бы заглянуть одним глазком в мир серьёзных судебных процессов. Своей репутацией он не рискует (её нет) и спокойно ведёт собственное расследование, постепенно очерчивая круг других подозреваемых, которых полиция не берет в расчёт.
Как и в любом телевизионном детективном расследовании, «Однажды ночью» насыщен множеством постепенно всплывающих деталей – как касательно событий той самой ночи убийства, так и связанных с прошлым подсудимого. В момент, когда кажется, что адвокат Насира наконец-то оседлал удачу, появляется новый факт, меняющий весь расклад сил защиты/обвинения. Зритель, благодаря тягучей атмосфере, множеству ночных сцен и в основе своей нелицеприятным декорациям (от тюремных камер до грязных подворотен Нью-Йорка), остро переживающий происходящее, не знает что и думать. Сценаристы стараются несколько раз изменить отношение к главному герою, то добавляя ему харизмы, то стремительно выводя его из образа «хорошего мальчика». Интуитивно становится ясно: если сюжет слишком сильно давит в сторону «плохища», то герой должен быть невиновен, а если, наоборот, Наз кажется невинной овечкой, то ему точно есть что скрывать. К чести создателей, крен в одну из сторон не является критичным до самого финала, а потому интрига сохраняется практически до финальных титров.
В первую очередь «Однажды ночью» подкупает дуэтом главных героев – неудачником молодым и неудачником старым. Риз Ахмед играет по большей части сдержанно, чаще отмалчиваясь, но доказывая, что стремительный взлёт его карьеры не случаен. Джон Туртурро же приковывает к себе вниманием с первого появления в кадре – за ним одинаково интересно наблюдать и во время пылких речей в суде, и во время противных, но в то же время юмористических сцен борьбы с экземой, да даже его взаимоотношения с кошкой (на которую у адвоката аллергия) – прекрасная деталь, превращающая формальный сериал о расследовании убийства чем-то большим, чем-то более живым и реальным.
Но всё же, несмотря на экзему Стоуна (ох, не смотрите на неё, пожалуйста) поведение Насира – главная находка этого минисериала. На протяжении 8 серий мы следим не только за тем, как проходит полицейское расследование, но и как меняется отношение к подозреваемому у всех причастных людей – от полицейских и адвокатов, до друзей и родной матери. И Насир приспосабливается, следуя принципу «Надейся на лучшее, но рассчитывай на худшее». И готовится к худшему, становясь «своим» в тюремном мире. Ему удаётся это как-то слишком легко, не находите? Подозрительно всё это…
Примерно об этой грустной иронии в своё время Жак Одиар снял своего «Пророка»: попадая в пенитенциарную систему, трудно остаться прежним человеком. И ничто не подготовит тебя к совершению преступлений так грамотно, как исправительные учреждения. Был ты виновен или нет – не особо-то и важно. Важно, каким ты выйдешь на свободу. И как ты распорядишься этой свободой с учётом новых знаний, полученных за решёткой.
Игорь Талалаев