Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2021: Лучший отечественный фильм
Автор: О.Мухаметдинов, Е.РябцевДата: 12.02.2022 03:24
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Почти самая важная номинация в нашем длинном списке, потому что здесь мы выбираем просто самые лучшие фильмы, без скидок на жанры. Единственный ограничитель – Россия в графе «производство». Для кого-то уже этого достаточно, чтобы презрительно сморщиться и назвать номинацию убогой, но мы уверены, что такие недалёкие зрители даже не смогли бы найти в рунете наш сайт, чтобы прочесть эти строки. Потому что уж пару-тройку качественных картин на родине матрёшек точно снимают даже в самый неурожайный год.

ПРЕТЕНДЕНТЫ:






Картина Карена Оганесяна прошла совсем незаметно в отечественном прокате и скромно заняла своё место в онлайн-кинотеатрах. Несмотря на это «Молоко» является удивительным и волшебным произведением, рассказывающим об одном северном городе N, который по ночам окутывает загадочное северное сияние, и его обитателях, в частности, героиня Юлии Пересильд. Кажется, что девушка, не очень успешная и не очень счастливая, которая при загадочных обстоятельствах начинает давать молоко, дарующее людям просветление, может заинтересовать немногих. Но фильм умудряется затронуть наиболее болевые точки современного общества – и в комедийной форме, и в драматической, и даже в мистической, не занимаясь при этом морализаторством. Здесь вам и эксгибиционисты-профессора по психологии, и придурковатый инфантильный муж в исполнении Андрея Бурковского, и пингвины в ванной, и родительский контроль, отсылающий внезапно аж куда-то к «Пипцу» Мэттью Вона.

История о том, что всем нам иногда нужно остановиться, сделать глоток-другой и понять всё ли правильно мы делаем в нашей жизни. Открывающий кадр фильма с красивейшим видом северного сияния заколдовывает и поглощает, и ты уже не можешь оторваться от этой картины, а финальный – с героиней Пересильд, идущей с полным ящиком «волшебного» молока в Кремль, – даже заставляет пожалеть, что перед нами всего лишь кино. В общем, пейте люди молоко — будете разумны.


Работы сокуровских учеников заметно расширили киногеографию нашей страны, открыли для больших и малых экранов целый регион с его особенностями, традициями, историей, современной жизнью и даже языком. Вторая работа Киры Коваленко, безусловно, не обходится без уколов настоящего времени и показа современных жизненных кавказских реалий. Здесь и патриархальные традиционалистские порядки, и гиперопека родителей, несвобода молодежи, и, конечно же, коллективные травмы целого региона, выраженные как в главной героине, так и во всём окружающем пространстве. Полунамёками, полуштрихами, на монтаже и в атмосфере нам передается весь тот ужас прошлого и тяжесть настоящего.

Снятая на Кавказе и на осетинском языке небольшая авторская картина «Разжимая кулаки» неожиданно оказывается абсолютно универсальной историей, понятной практически в любом конце света – именно этим, возможно, и объясняется международный успех картины. И каждый сможет найти в этой истории что-то своё или открыть что-то новое. Ведь будем честны: всё-таки уже осточертели эти вечные «Москва да Питер» в нашем отечественном кино. И данный фильм – непременный глоток свежего воздуха, пусть местами трудный, некомфортный, но от того ещё более интересный.


Жители России, далекие от басурманской супергероики никак не могут прочувствовать прелести несерьёзного для массового взгляда жанра. «Чёрная молния», «Меченосец» и прочие творения отечественного кинематографа на заданную тему скорее отпугивают от кинотеатров, а вот «Майор Гром: Чумной доктор», основанный на одноимённой серии комиксов от Bubble, оказался этаким импортозамещением «Шерлока Холмса» Гая Ричи – вроде как и супергероика, а вроде как и просто достойный приключенческий фильм. Проект-долгострой (первые слухи об экранизации «Майора Грома» датируются аж 2017 годом) демонстрирует не «лубочную» Россию, а вполне себе цивилизованную, неотличимую от Европы или США – на радость продвинутой молодёжи и иностранным зрителям. Чистые улицы, солнышко жмурится, культурные полицейские с жетонами, богатый и порочный антагонист, эти ваши «сайдкики» и «тайные убежища»… возможно, тут и кроется причина коммерческого провала «Майора Грома»: ну, чувствует русский зритель в подобном подвох, хотя всё сделано как по учебнику!

Зато с точки зрения наших кинокритиков и по отзывам на зарубежных видеосервисах, куда продюсеры смогли пропихнуть киноленту, «Майор Гром» оказался сделанным весьма компетентно, не хуже, чем на Западе. При этом определённые приёмы, заставляющие соотечественников недоумённо чесать затылки, выглядят вполне естественно для всех закоренелых поклонников жанра: да даже две сцены после титров, включая невероятное камео Хабенского, воспринимаются как должное. Масштаб кинокомикса не вызывает сомнений: немалые деньги (бюджет 640 млн. рублей) были направлены в правильное русло. Кушайте, ребята, шаверму и помните, что, несмотря на всю смысловую противоречивость «Майора Грома», в ближайшее время вряд ли будет лучше. Речь идёт о кино, разумеется.

Олег Мухаметдинов,
Егор Рябцев

ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Майор Гром: Чумной доктор
2-3. Разжимая кулаки
2-3. Родные



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2020 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2019 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 461 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio