ЛЕГЕНДА О ВОЛКАХ (WOLFWALKERS)
2020, Ирландия-Люксембург-Франция-США-Великобритания,
103 мин.
Жанр: мультфильм, фэнтези, приключения
Режиссёр: Томм Мур, Росс Стюарт
Роли озвучивали: Онор Нифси, Эва Уитэйкер, Шон Бин, Саймон Макберни, Томми Тирнан, Мария Дойл Кеннеди, Джон Кенни
«WolfWalkers» («Легенда о волках» в нашем переводе) – полнометражный анимационный фильм Томма Мура и Росса Стюарта, замыкающий круг тематической трилогии мультфильмов от студии Cartoon Saloon, имеющих в основе сюжета мотивы кельтской мифологии, куда входят «Тайна Келлс» и «Песнь моря». Красной нитью сквозь все три мультфильма проходят темы столкновения традиционного и нового, природы и цивилизации; воспитания детей, стремления сохранить культуру. Всё это напоминает произведения Валентина Григорьевича Распутина, где помимо присутствия всех перечисленных тем, форма и методы местами пересекаются, а гуманный посыл передан с той же точностью и бережностью.
«Легенда о Волках» мультфильм в каком-то смысле исторический, ведь он отражает отношения людей и характерные особенности для той эпохи. Действие происходит во время английского завоевания Ирландии в городе Килкенни и его окрестностях. Авторы намекают на это, например, когда местные хулиганы задирают главную героиню, юную англичанку Робин. «Вы, англичане, не пуп земли. Отправляйтесь домой», – говорит один из них перед тем, как попытаться отнять у неё арбалет. После перепалки Робин рассказывает отцу о произошедшем, на что тот отвечает: «Робин! В этой стране нам пока не очень рады. Оставайся дома, пока я работаю. Так безопаснее». Историзм не первостепенен в мультфильме, но такие детали и сцены создают «историческое настроение» и наделяют картину дополнительными смыслами.
Что первостепенно, так это конфликты двух разных миров. Один мир – это отец Робин, город-крепость, лорд-протектор. Второй мир – wolfwalkers (сноволчица/волкоход) Мэйв, её мать, лес, полный волков и красивейших пейзажей. И сама Робин, что… А вот это уже спойлер. Сражение миров авторы изображают не только посредством сценария, но и иллюстративно.
История мультфильма простая, но цельная и продуманная. При первом просмотре не замечаешь всего количества деталей, отсылок к историческим событиям, насыщенности лора и проблематик. При внимательном просмотре, мультфильм вознаграждает зрителя за его чуткость. Так, например, только при втором просмотре автор заметил, что главная героиня выступает против устоявшихся канонов «нормальной работы» и политического послушания, а также не соглашается с местом женщины в патриархальном мире. Чем вам не феминизм? Или взять ирландские мифы и легенды. Все эти фольклорные мотивы действительно существовали: так, например, в текстах средневековых поэм «De Mirabilibus Hibernie» («О чудесах Ирландии») и «De hominibus qui se vertunt in lupos» («Люди, которые превращают себя в волков») описываются люди, которые способны превращаться в волков, покидая свои человеческие тела. Ранения, полученные ими в волчьем обличии, отражаются и на человеческих телах. Пока они пребывают в волчьей форме, их человеческие тела уязвимы, и их друзья и семьи не должны их трогать. Этот мотив отражает веру в то, что души могут покидать тело и путешествовать, но не могут вернуться, если тело побеспокоили.
Музыка – настроение сцены, она создаёт атмосферу мифологическому миру-сказки. Очаровывающая волшебная музыка французского композитора Брюно Куле и ирландской фолк группы Kila нагнетает, грустит и радуется вместе с героями. Да, ощущение, что музыка здесь не музыка, а скорее отдельный персонаж-проводник, что ведёт героев и зрителя по эмоциональным горкам и ирландским опушкам! Композиция «Running with the Wolves» певицы Авроры, перезаписали специально для мультфильма, немного изменив аранжировку. Мультфильм звучит! Звучит ярко, в тему и со вкусом.
Второй компонент, что составляет львиную часть атмосферы мультфильма – анимация и стиль рисовки. Стоит осознавать, что фильм нарисован вручную, компьютерные программы использовали только, чтобы оцифровать написанный мастерами мультфильм. От этого факта испытываешь еще большее восхищение. Как красиво! И всё ручками. Дизайн и геометрия окружения носят нарративную функцию – через геометрию пространства и внешний облик героев мы видим их изменение и характер. Самое очевидное, что город воссоздан через построение строгих линий, а лес через построение мягких и закруглённых форм. Таким образом противопоставление миров идёт даже на уровне дизайна.
Хороший детский мультфильм всегда для всех, но здесь и взрослый зритель найдёт за что зацепиться, и что скорее всего не заметит ребёнок. Прекрасно нарисованный и анимированный фильм-картина про два мира, два очень разных и наполненных мира. Наполненных разным. Самое прекрасное чувство, что может подарить этот мультфильм ребёнку – чувство победы магии, дружбы, волшебства над злой сущностью цивилизации. То же прекрасное чувство он дарит и взрослому.
Игорь Салтыков