ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ: ТАЙНЫ ДАМБЛДОРА
(FANTASTIC BEASTS: THE SECRETS OF DUMBLEDORE)
2022, США-Великобритания, 142 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссёр: Дэвид Йейтс
В ролях: Эдди Редмэйн, Джуд Лоу, Эзра Миллер, Дэн Фоглер, Элисон Судол, Каллум Тернер, Джессика Уильямс, Кэтрин Уотерстон, Мадс Миккельсен, Оливер Мазуччи
Мы живём в удивительные времена. Ещё недавно Джоан Роулинг, всеобщая любимица, мама Гарри Поттера и самая богатая писательница Великобритании, а может быть и мира, почивала на лаврах, а сегодня предаётся остракизму за свои непопулярные высказывания на политические и остросоциальные темы. В одночасье кумир миллионов и человек, который привил любовь к чтению бесчисленному количеству детей, стал изгоем и буквальным воплощением Того-кого-нельзя-называть. Всё это особенно парадоксально на фоне набирающей обороты франшизы о фантастических тварях, сценаристом и продюсером которой является мадам Роулинг. И пусть похождения магозоолога Ньюта Саламандера даже близко не сравнятся по популярности и прибыльности с приключениями Мальчика-который-выжил, свою стабильную кассу фильмы нового цикла приносят, а это значит, что Джоан Роулинг всё ещё ценный ресурс для беспощадной кинопроизводственной махины Warner Brothers.
И как бы сильно некоторые либерально настроенные массы не хотели отменить творческий вклад Роулинг, у них это едва ли получится. Свидетельством тому служит выход новой части «Фантастических тварей», производство которой пришлось на пик тотального неодобрения писательницей. Смягчатся ли поклонники поттерианы в своих суждениях после возвращения им магии и волшебства? Или «Тайны Дамблдора» лишь усугубят положение и закроют Джоан Роулинг дорогу к голливудскому Олимпу? Давайте разбираться.
То, что предыдущая часть, «Преступления Грин-де-Вальда», получила смешанные отзывы и скорее огорчила фанатов и зрителей волшебного мира, факт, который не принято оспаривать. Перегруженность семейными тайнами рода Дамблдор, смутные мотивы главного антагониста, отсутствие лёгкого тона и того волшебства, которым подкупали фильмы о Гарри Поттере – всё это сделало сиквел франшизы зрелищем трудно усваиваемым. Затянутый хронометраж и утомительно долгие диалоги превратили долгожданную сказку в пытку, в ходе которой зрителю было непросто не только понять, что вообще происходит на экране, но и разобраться во всех запутанных родственных связях героев, которых в сюжете оказалось как-то слишком уж много.
«Тайны Дамблдора», по всей видимости, должны были исправить ошибки прошлой части, и худо-бедно с этой задачей лента Дэвида Йейтса справляется. Возмущённый неожиданным клиффхангером в финале «Преступлений» зритель получает заслуженный катарсис, когда всё относительно логично встаёт на свои места. При этом родственным связям героев уделяется куда меньше внимания и лишь в рамках необходимого для понимания сюжета. Зато вот политические амбиции Геллерта Грин-де-Вальда находят своё развитие в полной мере, ведь магическое сообщество готовится к выборам лидера волшебного мира (что за должность такая, впрочем, скромно умолчат), и Грин-де-Вальд, прибегнув к помощи волшебного оленя Цы-Линя и хитрых интриг, намеревается склонить магический мир на свою сторону, чтобы развязать войну против магглов. Разумеется, у Альбуса Дамблдора и его первого состава «Ордена Феникса» своё мнение на этот счёт, и вот уже Ньют с братом Тесеем, помощницей Банти, магглом Якобом Ковальски, преподавателем из американской школы магии Ильверморни Юлали Хикс и Юсуфом Камой из прошлой части пускаются в путешествие по всему миру, чтобы предотвратить нечестные выборы и отсрочить войну.
К слову, роль Грин-де-Вальда в «Тайнах» играет уже не Джонни Депп, уволенный с роли после его публичных разборок с бывшей женой, а чертовски харизматичный Мадс Миккельсен, которому образ рокового злодея подходит куда лучше, чем Деппу. Грин-де-Вальд Миккельсена – сдержан, учтив, хладнокровен, ему веришь, что такой тип, как он, способен повести за собой людей. Если аналогичный персонаж в исполнении Деппа был чрезмерно эксцентричен, то Миккельсен играет, напротив, более реалистичную версию злодея. К сожалению, сценарий не предполагает объяснения смены лица Грин-де-Вальда, но это, пожалуй, простительно для персонажа, которого за три фильма уже успело сыграть три блестящих актёра. В конце концов, если «Доктору Кто» можно, почему нельзя «Фантастическим тварям»?
Из новых персонажей хочется отметить Джессику Уильямс, чья Юлали Хикс – любопытный взгляд на преподавателя новой школы, который Роулинг описывает в фильмах. А это, напомним, конец 30-х годов прошлого века. Но Юлали Хикс – это пробивная эмансипированная дамочка, которая за словом в карман не полезет и использует книги отнюдь не по назначению. За неимением в этой части существенного присутствия Тины Гольдштейн, Хикс принимает на свои плечи всю репрезентацию girlpower во франшизе.
Однако, отдельные кастовые решения не умаляют того факта, что часть проблем «Преступлений» перекочевала и в «Тайны». Берёмся предполагать, что все они связаны с личностью Дэвида Йейтса, который, вероятно, стал заложником Warner Brothers, вынужденным работать над франшизой до изнеможения. Йейтс – откровенно слабый постановщик, который хоть и имеет свой авторский стиль, но не смеет перечить студии, у которой есть свои пожелания на счёт собственной дойной коровы. Иллюстрируя сценарий госпожи Роулинг с ремарками студии, Йейтс превращает ленту в затянутый пересказ скрипта нежели в полноценную работающую историю. Здесь всё ещё слишком много диалогов, объясняющих экспозицию, и мало света, чтобы разогнать чудовищный мрак, которым так любит скрывать визуальные огрехи режиссёр. В какой-то момент зрителя снова возвращают в стены Хогвартса и даже включают на фоне знакомый саундтрек ностальгии ради, но лишь исключительно для фан-сервиса, ведь Хогвартс ощутимой роли в сюжете не играет. Зато прекрасно смотрится на постерах и в рекламных материалах. Всё это ещё раз доказывает, на сколько студийные боссы до сих пор не уверены в «Фантастических тварях», если вынуждены задействовать для продвижения истории костыли из фильмов о Гарри Поттере.
«Фантастические твари: Тайны Дамблдора» делает маленький шаг вперёд от забуксовавшего предшественника, но недостаточно твёрдый, чтобы убедить зрителя в серьёзности своих намерений. Картина радует новыми волшебными зверушками, и даёт старым возможность проявить себя (уморительны все без исключения сцены с нюхлем Тедди и лукотрусом Пиккетом), захватывает несколькими грамотно поставленными сценами магических дуэлей и глубже погружает в волшебный мир Джоан Роулинг, но при этом умудряется выглядеть затянуто и раздуто, благодаря лишним сценам и уйме совершенно ненужных персонажей, вроде мага Гельмута, которого сыграл россиянин Александр Кузнецов. Всё вместе это делает из «Тайн Дамблдора», да и в целом из франшизы о фантастических тварях, любопытное, но совершенно необязательное к просмотру приложение к «Гарри Поттеру», и только вам решать, стоит ли оно потраченного времени.
Сергей Прудников
В кино с 6 апреля