Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2022: Вступление
Автор: 5 шт.Дата: 23.09.2022 02:11
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

«Золотые Четвертаки» раздаются в результате закрытого и крайне запутанного голосования с самой честной в мире системой учёта голосов, но перед каждым вручением нашей журнальной премии, авторы собираются тут, присаживаются «на дорожку» и делятся исключительно личным опытом – как они провели этот киногод и какие выводы сделали.



ИГОРЬ ТАЛАЛАЕВ:

В плане кино 2022-й не удивил, но и не разочаровал. Это один из тех «ровных» годов, когда выходит множество хороших фильмов, несколько отличных, но совсем нет тех, что можно было бы назвать прорывными. Да, спустя 13 лет мы увидели продолжение «Аватара», но большинство посмотрит его уже в 2023-м, да и несмотря на то, что лично я поставил Кэмерону высшую оценку, к его работе всё же имеются кое-какие претензии. Но за исключением чуть «опоздавшей» премьеры «Пути воды» всё-таки кажется, что всё в мире происходит в своё время. Как тот волшебник, что не опаздывает, и раньше тоже не приходит, но появляется строго тогда, когда нужно. И если во время пандемии я призывал не унывать и радоваться тому, что ковид, самоизоляция и закрытые кинотеатры приключились с нами именно тогда, когда у каждого дома есть доступ к стримингам или хотя бы торрентам, то сейчас стоит не забывать, что нынешняя изоляция случилась в тот момент, когда на этих самых стримингах всё чаще появляются качественные отечественные работы.

Сначала мы радовались за общемировые успехи, теперь же, когда от России отвернулись некоторые крупные кинопроизводители, можем порадоваться за своих. Примеры тому не только второе и третье места в моём личном топе фильмов, снятые нашими, для нас и про нас, но и – вот уж неожиданность! – качественные сериалы, которые порой могут дать фору и западным коллегам. Особенно это заметно при сравнении со всё более скатывающимся Нетфликсом. Кажется, российские режиссёры освоили искусство многосерийного формата в тот самый момент, когда американцы «пролюбили все полимеры», окончательно променяв качество киноматериала на всё более убогую в своей агрессивности левацкую повесточку. На фоне достигшего совсем уж несмешных размеров западного сериального изврата, российские шоу смотрятся ещё приличнее. Но всё-таки они хороши и сами по себе, а не только на фоне убогих. И это отличные новости. Пожалуй, когда ситуация выправится, кое-кого нужно будет запускать обратно (или же продолжать практику «предсеансного обслуживания», где наши кинотеатры явно договариваются об аренде цифровых копий со студиями неофициально), но вот над объёмами возвращения уже нужно будет подумать. Возможно, реализовать некогда пугающую китайскую модель, когда отечественное кино в прокате имеет приоритет над зарубежным, теперь получится с меньшей болью для глаз наших зрителей.

В прошлом году я уверял читателей, что можно жить как в кино, но главное – выбрать подходящий жанр. Реальность доказывает, что жанр зачастую выбирает нас. Но остаётся верить, что даже если этот жанр – военное кино, мы в этом фильме, если и не сценаристы, то главные актёры. А это уже немало.


СЕРГЕЙ ПРУДНИКОВ:

Прошедший год, если обращаться к бессмертным цитатам всем известных лиц, был непростым. Для отечественного кинорынка он был непростым вдвойне, потому что не успели кинотеатры отойти от пандемии и ковидных ограничений, как на нас тут же свалилась другая напасть – спецоперация, последствия которой мы будем пожинать ещё долго. В результате, подавляющее большинство западных кинолент стало легально недоступно, пиратство, которое так упорно искореняли последние годы набирающие оборот стриминги, вновь подняло свой чёрный флаг, а кинотеатры опять затянули пояса – теперь уже никто не берётся судить, как долго продлится культурная изоляция, и куда она в итоге приведёт.

Впрочем, несмотря на все трудности, мой кинематографический год прошёл относительно успешно, во многом благодаря тем самым стримингам и – как ни странно – отечественному кинематографу, который пусть и не на 100%, но довольно ощутимо компенсировал мой голод по зрелищному контенту. Тут стоит отметить, как полнометражные релизы вроде остросоциальной «Многоэтажки» или эпического «Сердца пармы», так и многосерийные проекты высокого уровня, ничуть не уступающие западной продукции. Так безмерно порадовали вампирская многосерийная драма «Карамора», где Данила Козловский истребляет кровососов в царской России и становится сердцем революции; сатирический «Конец света» о приходе Сатаны в московское Чертаново; мистическая медицинская драма «13, клиническая» о врачах, борющихся с демонами и проклятиями, или нашумевший «Нулевой пациент». Российские сериалы год от года становятся всё сложнее и дороже, привлекая к себе внимание зрителя и – наконец-то! – избавляя наше кино от диагноза несмотрибельного.

На безрыбье прошлого года так же хорошо себя показали западные потоковые сервисы, чью интеллектуальную продукцию, на наше с вами счастье, мы можем лицезреть, даже находясь в культурной изоляции. Тут вновь отличился Netflix, выдав два отличных продолжения своих успешных хитов («Очень странные дела», «Академия “Амбрелла”»), но и под конец года сведя с ума Tik-Tok и иже с ним молодёжным шоу «Уэнсдей», после которого каждый второй посчитал своим долгом выучить танцевальные па главной героини. Впрочем, конкуренты не отставали, и прошлый год стал по-настоящему насыщенным на яркие премьеры – HBO выстрелил с «Домом Дракона», Amazon провалился с «Кольцами власти», но исправно радует неполиткорректными «Пацанами», а Disney+ штампует сериалы, дополняющие свою монструозную и раздутую донельзя киновселенную.

К слову, прошедший год фактически не радовал стоящей супергероикой, которую я нежно и трепетно люблю. Купленный на премьеру «Бэтмена» билет в кино сгорел вместе с моими планами на 2022 год, и, хотя фильм я всё равно оценил позже, и он мне очень даже пришёлся по душе, ощущения причастности к событию всё же не доставало. А ожидаемый сиквел «Доктора Стрэнджа» больше разочаровал бездумным фансервисом, чем доставил удовольствие, как «Человек-паук: Нет пути домой». Забавно, но самая яркая супергероика пришла на малые экраны вместе с «Миротворцем» Джеймса Ганна – вот уж где полный отвал башки и стёб над всем и вся. Хочется верить, что Ганн в качестве руководителя киноподразделения сделает DC great again, но надежды в это как-то мало. Что ж, поживём – увидим.

Верю и уповаю на то, что грядущий киногод станет ничуть не хуже, а, может быть, и лучше прошедшего, а все мы, наконец-то, сможем спокойно расслабиться и посмотреть любимое кино без оглядки на тревожные времена.


ЕГОР РЯБЦЕВ:

В 2022-й я врывался бодро, уверенно, со вкусом и с криком «Егорка неизбежен!» и, как писал Пелевин, старался держать равнение на вечность. У вечности, видимо, свои планы: в 2023-й я вхожу со словами «Всё пропало!», так как весь год я чувствовал себя Крисом Роком, а мир вокруг казался Уиллом Смитом, смачно отвешивающим мне пощёчин. Это сказалось и на моей личности в психоэмоциональном плане: зашкаливающее количество повесточки в современной поп-культуре превратило меня в либерала – «отца русской демократии»; уровень стресса и тревоги в какой-то момент поднялся до максимума; а экзистенциальный кошмар не отпускает – мы умрём, фильмы будут выпускать и после смерти, а посмотреть их уже не получится.

Тони Сирико, Джеймс Каан, Рэй Лиотта, Робби «Хагрид» Колтрейн, глыба Вольфганг Петерсен ушли от нас – кино не будет таким как прежде. Каждая новая строчка в некрологе (или даже юбилей – Тому Крузу уже 60!) заставляет копаться в фильмографиях и в списках классики кино – фильмов так много, а времени так мало. Поэтому и последние появления актёров воспринимаешь как прощание со старыми друзьями – трогательная роль Лиотты в «Чёрной птице» тому пример. Из-за этого, а также печальных новостей, хочется заснуть, а проснуться на пустынном Татуине в компании старика Бена Кеноби – он, конечно, оказался нецивилизованным быдлом в своём собственном сольном проекте, но, по крайней мере, этот мудрый старец способен защитить от страхов внешнего мира.

И, естественно, из-за политических вопросов мы оказались отрезаны от мира кино, так что остаётся проводить досуг по старинке: фильмы на языке оригинала без субтитров или в «корявых» переводах с трекеров – раз мы однозначно перешли в онлайн, топ-3 фильмов по версии авторов «25-го кадра» будет выглядеть более интригующим, чем когда-либо. Подобное заставляет, помимо всего прочего (в первую очередь скандирования о возвращении рубрик «На небольших экранах» и «Что смотрели N лет назад»), переосмыслить деятельность в виде рецензирования фильмов. Не является ли она вторичной, так как контент по определению второсортный и основан на материале, придуманном другими людьми? Или ты просто не можешь написать нечто гениальное, а всё, на что тебя хватает – рецензии на «Бивиса и Баттхеда» и жизнь Хантера Томпсона на полставки? Псевдофилософские самокопания привели к тому, что на кино не хватает времени и даже жёсткий диск переполнился: впереди столько всего интересного! Количество фильмов, как хороших и плохих, сносит голову, и, несмотря на жестокие вызовы реального мира, по ту сторону экрана можно найти утешение: впереди у нас долгая и счастливая жизнь. Наверное.


АНАСТАСИЯ ИВАХНОВА:

Стоило в прошлогодних Итогах порадоваться возвращению киножизни в относительно привычное русло, пусть даже и в условиях пандемии, масок, перчаток и прививок, как год 2022 в очередной раз отменил к чёртовой матери адекватный кинопрокат, и снова надолго. Для того, чтобы посмотреть крупные блокбастеры, нужно либо быть счастливчиком, в городе которого есть кинотеатры, предоставляющие «предсеансовое обслуживание», либо смотаться на выходные в условный Казахстан. Так как ни к везунчикам, ни к заядлым путешественницам по странам СНГ я себя отнести не могу, пришлось знакомиться с новым «Бэтменом» и другими мультивселенными безумия дома (опять!). Однако есть версия, что я не включила подобные фильмы в свой личный топ-3 вовсе не по причине их отсутствия на большом экране.

Не будет в этом списке и продуктов российского производства, даром что отечественные кинотеатры отчаянно пытаются выжить, заполняя всё время сеансами «Чебурашки» и «Сердца пармы». Да, возможно очередное преодоление и превозмогание поможет нашей киноиндустрии встать с колен, но пока всё самое с виду популярное по-прежнему не представляет особого интереса, а в памяти и сердце остаются более камерные вещи, прокатывавшиеся не столько широко. Тем не менее, сложно вспомнить фильм этого года, который мог бы сравниться, допустим с «Хандрой» (2019) хотя бы по сбалансированности и внятности повествования. В «Сердце пармы» есть откровенно кринжовый Бондарчук в роли царя и сомнительная работа с первоисточником, «Многоэтажка» откровенно расстраивает сентиментальщиной в финальной речи главной героини, а «Межсезонье», привлекая потрясающей операторской работой, в результате предлагает которую уже по счёту адаптацию Шекспира, в которой режиссёру почти нечего сказать зрителю.

Не секрет, что прошедший год оказался из тех, когда всё чаще хочется закрыться от внешнего шума и дурных новостей. Возможно, именно поэтому лучшими мне показались фильмы, дающие возможность максимального эскапизма, пусть и в различном понимании этого слова.

На третьем месте моего личного топа уютно обосновалась фантастическая комедия (?) приключенческий боевик (?) семейная драма (?) с говорящим названием «Всё везде и сразу». За последние пару лет с виду многообещающая идея мультивселенных уже успела поднадоесть (слишком много народу ухватилось за этот лакомый кусочек), однако тандем Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта сумел уделать всех, включая марвеловские экзерсисы. В этом фильме чудесным образом сочетаются абсурдистский юмор, небанальный экшен и трогательная история главной героини, так что пройти мимо просто не представляется возможным. Второе место отдано совсем другой по настроению и атмосфере ленте – «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна. Эта картина, с первого кадра поражающая филигранностью визуала, доказывает, что даже тысячу раз экранизированную драму Шекспира можно преподнести как небанальное авторское высказывание. И почётное первое место достаётся новой работе Пак Чхан-ука «Решение уйти» – синефильской романтической трагикомедии в обёртке остросюжетного детектива, наглядно демонстрирующей, за что мы на самом деле так любим кино.


ОЛЕГ МУХАМЕТДИНОВ:

Говорить, что прошедший год был сложным уже как-то неприлично и глупо. Скажем просто, что он был. Случалось много и интересного. На фоне всего, что происходило вокруг, я дважды переезжал, побывал в полиции, больнице и в СПА. В общем, испытал полный спектр эмоций. Начал учить немецкий. Он nicht so schwer, при этом sehr schon. В кинематографическом плане для меня лично этот год был даже уникальным. Начавшись очень лихо с множеством идей, кучей просмотров, пресс-показов и текстов, быстро стих. Дальше был очень долгий период смотрения только документального кино, советских фильмов и старых сериалов. В октябре, обнаружив, что за год было просмотрено всего около 30 новых фильмов, мне стало стыдно и за следующие 3 месяца отсмотрел почти сотню. С этой точки зрения, мой кинематографический год ничем не отличатся от того, как его прожила российская киноиндустрия. Также лихорадочно и неровно. И пока из России уходили практически все западные новинки проката, на ММКФ показывали африканские хорроры и индийские блокбастеры. Когда стриминги и кинопираты вновь завоевали практически всего отечественного зрителя, в кинотеатрах шла ретроспектива фильмов Алексея Балабанова. Когда многие кинотеатры закрывались, а оставшиеся просили у государства финансовую помощь.

При этом, как большой любитель и средненький знаток отечественной киноиндустрии, могу сказать, что год выдался для наших кинематографистов весьма удачным – вышло множество интересных, свежих и в чём-то даже новаторских картин. Но самое приятное, что во всей этой россыпи были слышны и выделялись, во многом ярче всех — голоса молодых авторов и дебютантов. Откровением и по-настоящему свежей картиной стал «Экспресс» Руслана Братова, покоривший не только меня, но и практически всех зрителей и членов жюри на фестивале «Окно в Европу», который негласно получил звание главного отечественного киносмотра после закрытия «Кинотавра». Неожиданно для себя я был шокирован нежнейшей и в то же время очень бодрой, динамичной и энергичной картиной о подростковой сепарации от родителей под название «Страна Саша», фильмом, который я считаю одним из лучших в этом году. Отдельной приятной неожиданностью для меня стала картина «Молодой человек», возможно, потому что у меня тоже красный диплом МГУ и мне почти 30 лет.

Что касается мирового кино, то здесь для меня ничего удивительного не произошло. Том Круз опять летал на истребителях, индусы танцевали, Пак Чхан-ук вновь покорил режиссурой, Мартин Макдона собрал свой любимый актёрский дуэт, а Кейт Бланшетт дирижировала всем фильмом. Хоть в этом отношении год был стабильным. Ещё для себя в 2022-м открыл много французского кино, смотря фильмов производства этой страны больше, чем каких-либо других. Всем рекомендую и, надеюсь, в следующем продолжу.

Если подытожить, то было интересно. Да, тяжело, но куда без этого. С точки зрения кино, год принес массу эмоций и впечатлений, чему я, собственно говоря, и рад.

P.S. В прошлом году обещал рассказать о лучшем фильме для меня, который посмотрел в 2021-м, но который вышел только в 2022-м. Ну вот, теперь он на второй строчке.


>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 227 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio