Когда в Голливуде выпускают удачный с финансовой точки зрения, а значит и в определенной степени полюбившейся широкому кругу зрителей фильм, нередки случаи появления продолжений.
Сиквелы. В большинстве своем это паразиты в мире кино. Рождаются, живут и процветают за счет успешных оригиналов. Есть и очень успешные экземпляры, но речь сейчас не совсем об этом. Подискутировать на тему «Сиквелы: зло и благо?» мы всегда успеем.
Сегодня на наглядных примерах мы раскроем тему такого киноявления как квадралогия. Уже совсем скоро выходят «Шрек 4» и «Обитель зла 4». В следующем году анонсирован выход четвертых частей «Пиратов Карибского моря» и «Миссии невыполнимой». В полку прибывает.
Причины появления сиквелов, триквелов, квадриквелов и иже с ними бывают самые разные. Жадность студийных боссов, безмерная зрительская любовь, сочетание этих двух факторов и т.д., и т.п. Как бы вы ни относились к явлению кинофранчайзов со всеми этими зачастую паразитирующими продолжениями, иногда выхода очередной части приключений любимых киногероев ждешь сильнее, чем нового хита от прославленного режиссера.
Итак, представляем вашему вниманию топ-5 лучших квадралогий на сегодняшний день. Не исключено, что в ближайшие годы кто-то из них превратиться в пенталогию
(да-да, так и есть! - прим. ред. из будущего), но пока, забыв о «Рэмбо», «Оменах», «Пунктах назначения», «Такси», «Одних дома», «Очень страшном кино», «Форсажах» и прочих -логиях о четырех фильмах, расскажем только о самых лучших из них.
«СМЕРТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ 1-4» (1987, 1989, 1992, 1998)
Режиссер: Ричард Доннер
Жанр: полицейский боевик
Сквозные герои: Мартин Риггз (Гибсон) и Роджер Мерто (Гловер)
Оценки на IMDB: 7.6, 7.0, 6.5, 6.4
Мировые кассовые сборы: 120 млн.$, 228 млн.$, 322 млн.$, 285 млн.$
Сборы всех фильмов: 955 млн.$
На пятом месте у нас одна из двух квадралогий топа, целиком снятая одним режиссером, которая кроме этого обладает еще некоторыми уникальными особенностями. Во-первых, от выхода первого фильма до выпуска квадриквела прошло всего-то 11 лет. Следовательно, говорить о присущих следующим нашим участникам попытках «стряхнуть пыль с франчайза» не приходится. Во-вторых, серию фильмов про безбашенного полицейского и его насквозь семейного напарника отличает постоянная стабильность уровня качества. Самая лучшая, первая часть, хоть и является по большому счету классикой жанра, какую можно сравнить с оригинальным фильмом серии «Крепкий орешек» (о них позже), но прямо вот чтобы шедевром всех времен и народов не стала. А потому и продолжения вышли вполне на уровне. Создателям удалось сохранить дуэт главных героев, на которых, в общем-то, и держится вся квадралогия. Четыре отличных развлекательных бади-муви, которые, несмотря на скат в сюжетный примитив в 3 и 4 частях, по-прежнему радовали своих поклонников. Ведь о такой дружбе, какая была у героев Гибсона и Гловера, мечтает если не каждый зритель, то каждый зритель-коп уж точно.
«ТЕРМИНАТОР», «ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ», «ТЕРМИНАТОР 3: ВОССТАНИЕ МАШИН», «ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ» (1984, 1991, 2003, 2009)
Режиссеры: Джеймс Кэмерон (1 и 2 части), Джонатан Мостоу, МакДжи
Жанр: фантастический боевик
Сквозные герои: T-800 (Шварценеггер), Джон Коннор (Ферлонг, Стал, Бейл)
Оценки на IMDB: 8.1, 8.5, 6.6, 6.9
Мировые кассовые сборы: 78 млн.$, 520 млн.$, 433 млн.$, 372 млн.$
Сборы всех фильмов: 1403 млн.$
Для многих киноманов, и даже в большей степени чем сага о ксеноморфах (см.далее), киносериал «Терминатор» останется дилогией. Кэмерон своими фильмами дважды поразил в самое сердце всех поклонников фантастических боевиков, изобилующих крышесносящим экшеном, но при этом обладающих харизматичными персонажами и весьма адекватным сюжетом. Старина Арни, голышом путешествующий во времени с непременным билетом в один конец – это надо видеть. В 1984 и 1991 годах на экранах появились жанровые шедевры, сначала сделавшие из начинающего актера Шварценеггера начинающую кинозвезду, а затем укрепившие его позиции на Голливудском Олимпе. Смотреть и пересматривать те хиты можно более чем часто. Про сиквелы нулевых, которые сейчас и позволяют говорить о квадралогии, этого не скажешь. Из фильмов Мостоу и МакДжи, оставив вполне неплохую (хотя, товарищ Кэмерон, несомненно, сделал бы всё в разы груче, с такими-то деньжищами) экшен-начинку, начисто вынули душу. Как парадоксально бы это ни звучало в отношении фантастических боевиков, у первых фильмов эта самая душа была.
Таким образом, данная квадралогия, по нашему мнению, наименее сбалансирована из всей пятерки. Серединка на половинку.
«ЧУЖОЙ», «ЧУЖИЕ», «ЧУЖОЙ 3», «ЧУЖОЙ 4: ВОСКРЕШЕНИЕ» (1979, 1986, 1992, 1997)
Режиссеры: Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жёне
Жанр: космический триллер с элементами боевика
Сквозные герои: Элен Рипли (Уивер)
Оценки на IMDB: 8.5, 8.5, 6.2, 6.1
Мировые кассовые сборы: 105 млн.$, 131 млн.$, 160 млн.$, 161 млн.$
Сборы всех фильмов: 557 млн.$
Судя по кассовым сборам, продолжения «приключений Рипли и ее зверушек» делались чисто из любви к киноискусству. Впрочем, без одной минуты ужастики про инопланетных монстров – это штука специфическая, к которой, как ни старайся, рейтинг PG-13 не прикрутишь.
Как и в случае с терминаторологией, первые два фильма пробились в пантеон жанровых эталонов, но их продолжения, которые вышли с не очень большой задержкой, получились весьма неоднозначными лентами. Другой вопрос, что ко всем четырем частям – и в этом уникальность квадралогии – приложили руку настоящие гуру режиссуры. Правда почти все они творили на заре своих карьер, и не каждому удалось избежать «эффекта скомканного блина». Тем не менее, в каждой из четырех частей есть на что полюбоваться. Конечно, если клаустрофобия космических кубриков и брызжущие смертоносной кислотой твари не являются для вас останавливающими факторами. У Скотта получился великолепный триллер, с интригой, саспенсом и кульминацией. Кэмерон пошел куда дальше, явив миру зубодробительный боевик в интерьерах кишащей монстрами колонии на планете LV-426. Финчер показал, хоть и не так как хотел и уж точно не так, как показывал потом, стильную и напряженную зарисовку, где театром действия стала космическая тюрьма, обитателям которой пришлось делить нары с одиноким ксеноморфом (тут получился некий возврат к традициям первой части, и в плане саспенса – в том числе). Французский гений Жёне в заключительном фильме квадралогии показал довольно изобретательную картинку с множеством крупных планов ультра-харзиматичных персонажей. Увы, в остальном это было типичное паразитирование на успехе предшественников.
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК», «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 2», «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 3: ВОЗМЕЗДИЕ», «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 4.0» (1988, 1990, 1995, 2007)
Режиссеры: Джон МакТирнан (1 и 3 фильмы), Ренни Харлин, Лен Уайзман
Жанр: полицейский боевик
Сквозные герои: Джон МакКлейн (Уиллис)
Оценки на IMDB: 8.3, 7.0, 7.4, 7.5
Мировые кассовые сборы: 139 млн.$, 240 млн.$, 361 млн.$, 383 млн.$
Сборы всех фильмов: 1123 млн.$
Ярчайший представитель боевиков класса «One man army», первый «Крепкий орешек» зажег звезду Брюса Уиллиса и закрепил голливудскую моду на фильмы про героев-одиночек. И хотя в третьей и четвертой частях Джону МакКлейну уж совсем откровенно помогали напарники поневоле, да и само действо из более-менее ограниченных локаций типа небоскреба и аэропорта через Нью-Йорк разрослось до целого восточного побережья США, вся квадралогия, ставшая оной лишь три года назад, воистину является жанровым самородком. Уиллис в кровавой майке, в первых трех фильмах изобретательно отругивающийся от, один другого харизматичней, корыстолюбивых бэдгаев, – на это можно смотреть, как на огонь и воду, вечно. И пусть злые продюсеры попытались обломать нам все удовольствие, поставив у режиссерского руля создателя оборотне-вампирских «Других миров» и взяв курс на смягчение зрительского рейтинга до PG-13, все равно старина Брюсси сумел вытянуть на своих плечах реинкарнацию франчайза. Ослепляя врагов сверкающим черепом, он снова показал класс в деле выполнения своих служебных обязанностей. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаточно эффектный сюжет и отсутствие по-настоящему харизматичного антагониста, МакКлейну пришлось пострелять машиной по вертолету и покататься, словно Арни в 1994, на истребителе. Получилось неплохо, хотя до уровня фильмов МакТирнана (особенно, самого первого) дотянуться не удалось. Но если сравнить с заключительными частями других квадралогий, «КО 4.0» – самый удачный «паразит».
«ИНДИАНА ДЖОНС: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА», «…И ХРАМ СУДЬБЫ», «…И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД», «…И КОРОЛЕВСТВО ХРУСТАЛЬНОГО ЧЕРЕПА» (1981, 1984, 1989, 2008)
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр: приключенческий экшен
Сквозные герои: Индиана Джонс (Форд)
Оценки на IMDB: 8.7, 7.5, 8.3, 6.6
Мировые кассовые сборы: 384 млн.$, 333 млн.$, 474 млн.$, 787 млн.$
Сборы всех фильмов: 1978 млн.$
Семейный жанр с семейным MPAA рейтингом, который был таковым сразу, а не только на стадии «тряски стариной», прокатился по кинотеатрам мира с огоньком: почти 2 миллиарда – это вам не фунт изюму. И стар, и млад, все не прочь на пару часов перенестись в экзотические страны и в компании героя, с которым всё те же мальчишки и уже взрослые мужчины хотят себя ассоциировать, отправиться на поиски приключений, будь то утерянный ковчег, святой Грааль или, не приведи господь, хрустальный череп. К тому же у режиссерского руля съевший не одну собаку на блокбастерах Стивен Спилберг. Он, словно какая-нибудь «золотая антилопа Голливуда», уже который год превращает в драгоценный металл все, к чему прикладывает свои, несомненно, талантливые руки. Квадралогия «Индиана Джонс» – одна из самых значительных его удач. И если возращение после 19-летнего перерыва сложно назвать фильмом, сумевшим приблизиться к уровню оригинальной трилогии, то попробовать все равно стоило. И пусть в первую очередь в голову снова приходят мысли о финансовой наживе на известном кинобренде, что и подтвердилось самыми значительными кассовыми сборами из всех 20 фильмов нашего топ-5 квадралогий, четвертый «Индиана Джонс» – тот редкий случай, когда кино делалось не столько ради денег, сколько для того, чтобы снова почувствовать себя молодыми, а заодно и поделиться этим ощущением с миллионами зрителей. Ведь не даром четвертую часть создавали почти те же самые люди, что и первые фильмы. И пусть у них что-то где-то не получилось, пусть Спилберг сотоварищи скатились в разудалый аттракцион и фарс близких контактов третьей степени, «Королевство хрустального черепа» – настоящий блокбастер, снятый в традициях предыдущих картин и который меньше всего хочется обзывать «паразитом».
Игорь Снегирев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<