Одна из самых важных номинаций в наших Итогах, и дело даже не в нашем патриотизме. Просто тут мы выбираем самые лучшие фильмы, без разделения на жанры. Как всегда, ограничение только одно – made in Russia. 2024-й оказался не лучшим годом для отечественного кино: мы с трудом набрали номинантов, и у многих они вызовут вопросы, зато победитель не подлежит сомнению.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
На третьем месте располагается продолжение единственной российской супергеройской (да, из Грома лепят сверхчеловека) франшизы –
«Майор Гром: Игра». За сиквелы всегда переживаешь больше, ведь горький опыт подсказывает, что оригинал почти всегда смотрится лучше. Да и проходная часть про трудное детство Грома лишь повысила градус тревожности. Режиссёр Олег Трофим и издательство Bubble смогли собраться и выдать если уж не более высокий уровень, то планку, заданную в самом начале, с уверенностью удержали.
После скромных коммерческих сборов первой части создатели решили по-максимуму насытить продолжение событиями и персонажами из комикс-вселенной, что в этой мешанине можно даже запутаться. Помимо нового антагониста Призрака, Игорю продолжают ставить палки в колёса и Разумовский, и Рубинштейн, и Архипова, да и игра становится намного жёстче. Такое обилие сюжетных линий и героических арок становится настоящим испытанием для сценаристов, но они с честью справляются с вызовом, накаляя драматическую обстановку до предела. Достойное продолжение отечественного проекта, за дальнейшей судьбой которого мы будем следить с интересом.
На второе место неожиданно даже для нас самих попала довольно камерная и простая на первый взгляд картина одного из самых плодовитых в последние годы российских режиссёров – Романа Михайлова. Только за последний год он успел выпустить четыре абсолютно разные полнометражные истории, но взгляд наш зацепился за
«Поедем с тобой в Макао», где постановщик сам сыграл главную роль. Может показаться, что фильм снят «на коленке», но присмотритесь к нему внимательнее. Подвижная, будто живая камера оператора позволяет буквально подглядеть через плечо за игроками, но если в реальной жизни за такое могут дать по морде лица, то в ленте это безопасно.
Истории о лудоманстве и азартных играх не так часто выпускают в нашей стране, особенно о подпольном мире этих развлечений, но Михайлов не побоялся нависшего над фильмом запрета на прокатное удостоверение и смог выпустить его с пометкой 18+. Акцент в истории делается на взаимоотношениях между отцом, недавно вышедшим из тюрьмы, и сыном, которого он втягивает в свои покерные дела, неистово веря в его игровые способности (распространённая ошибка родителей – считать своих детей выдающимися). Бытовые диалоги и сдержанная актёрская игра помогают проникнуться жизнью героев и их проблемами, а это одна из лучших оценок такого рассчитанного на немногих творчества.
Безоговорочную победу в номинации, не оставляя никаких шансов конкурентам, одерживает новая работа Михаила Локшина, который несколько лет назад успел порадовать российского зрителя атмосферной мелодрамой «Серебряные коньки». На этот раз режиссёр решил взяться за классику, которую так же тяжело испортить, как и втиснуть в рамки полного метра, –
«Мастер и Маргарита».
Собственно, Локшин и не пытается дословно пересказать роман (за него с этим прекрасно справился Бортко двадцать лет назад), преобразуя его в нечто новое. Книжный Мастер теперь сливается с самим Булгаковым, который в реальной жизни подвергался цензуре и неприятию со стороны властей. Вариант Локшина, безусловно, хорош, начиная от прекрасной визуальной составляющей (как той самой чертовщины, без которой роман не был бы так популярен, так и стилизации постреволюционной Москвы), на которую не пожалели бюджетных денег, и заканчивая качественной актёрской игрой, где каждый персонаж хоть и не копирует своего книжного собрата, но легко узнаваем. Не часто встретишь на российских просторах кино мирового масштаба, поэтому «Мастер и Маргарита» заслуженно поднимает знамя Лучшего отечественного фильма.
Дмитрий Серёгин
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2023 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2022 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2021 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2020 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2019 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<