Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2022: Лучшая фантастика/фэнтези
Автор: Кирилл БанницинДата: 04.10.2022 17:01
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

С каждым годом критерий фантастичности всё больше размывается. Когда-то фантастикой считались даже обыденные теперь вещи типа видеозвонка, а сейчас наши квартиры буднично бороздят роботы-пылесосы. Так что посчитаем за фантастику то, чего нет в мире прямо сейчас или вовсе не может быть (наверное), пусть даже через несколько лет повзрослевшие мы (или наши потомки) и посмеются над нашей наивностью и технологической отсталостью.

ПРЕТЕНДЕНТЫ:






На третьем месте в этой богатой на сенсации номинации оказался, вероятно, самый меланхоличный и циничный из претендентов – «Клон» Райли Стернса. Почти инди, почти экзистенциальная драма, почти «Голодные игры» – в фильме намешано многое, и тем сложнее ему заинтересовать стороннего зрителя. Шутка ли – история про то, как у героини Карен Гиллан по воле случая и обманчиво смертельного заболевания появляется улучшенная копия, оказывается настоящей чёрной комедией для грустных. Когда ты по жизни непонятно кто, в личных отношениях раздрай, а внешность начинает портить целлюлит, легко скатиться в состояние недовольного (а тут ещё и непонятно чем больного) овоща. К счастью, местный прогресс дошёл до того уровня, когда собственного клона можно сделать за час. Ну а дальше ерунда (нет) – обучить его своим знаниям и привычкам, чтобы он до конца своей жизни мог радовать родных и выплачивать твои долги.

В сухом остатке получается расчётливое, почти механическое кино, которое недрогнувшей рукой проводит зрителя через основные моменты, чтобы в конце удивить подачей судьбоносной для героев развязки. После того, как сюжетные перипетии складываются в единую картину, оказывается, что Стернс втихаря проводит настоящую ревизию жанра. Пускает пыль в глаза морально-этическими проблемами существования в одном мире с собственным клоном, а на деле изучает обоих претендентов на выживание (ведь по закону, если оригинал вдруг не умер, за дальнейшее существование придётся сражаться насмерть). Борьба с собственными недостатками, конфликт с самим собой на право считаться достойным, страх смерти и желание выжить любой ценой – всё это в рамках холодного и педантичного режиссёрского анализа. Не сказать, что наша редакция была покорена, но впечатлений точно хватило надолго.


На второй ступени по пути к вершине оказался фаворит, сенсационно (а для кого-то отнюдь) уступивший победу в номинации лучшего в своём жанре. Кто ж знал, что Дэниэлы наведут такого шороху, что Кэмерону, столько лет старавшемуся ради нас и своего банковского счёта, придётся обойтись лишь почётным вторым местом (прости, Джеймс). 13 лет подготовки, и это всё-таки произошло – зрители вернулись на Пандору, которая за эти годы почти не изменилась. Да, люди ушли, а семейство Салли разрослось до команды целого «Форсажа», но в остальном всё-тихо спокойно, и нарушить эту идиллию может только возвращение небесных людей. Они всё так же хотят колонизировать далёкую планетку и, кажется, совсем забыли про анобтаниум, в своих стремлениях уступив место вещам не менее абстрактным – захвату территории и поиску бессмертия. Впрочем, подобные масштабные амбиции легко отодвигаются на задний план – Кэмерону в этот раз интересны вещи попроще, поэтому он на три часа окунает зрителя в избитые темы семьи, экологии и антиколониализма.

Где-то посередине всего этот спецэффектного безумия встроен почти час настоящей документалки из жизни инопланетной природы, для кого-то скучный, но самым наглядным образом демонстрирующий выдающуюся визуальную сторону фильма. Пандора даже спустя годы остаётся самым впечатляющим аттракционом для просмотра на большом экране и, не будем лукавить, за эти 190 минут мало кто отвлечётся в телефон даже в самые душные или шаблонные моменты. Пусть Кэмерон на этот раз и делает всё банальнее (даже антагонист остаётся тем же, а финальная схватка опять оказывается выходом раз на раз), трудно поспорить с тем, что «Аватар: Путь воды», как, видимо, и вся франшиза в целом – тот самый последний настоящий эпос, монументальный во всём – от инопланетных пейзажей и крышесносного подводного экшна до сюжетных косяков и кассовых сборов. А это ли не великое достижение – быть лучшим, несмотря на любые недостатки? Ну, конечно же, только не в нашем рейтинге.


И вот оно – неожиданный, но абсолютно заслуженный лидер нашего топа лучшей фантастики года, одиннадцатикратный номинант на премию «Оскар», обладатель «Золотого Четвертака», лучшая визуализация разных мультивселенных (подвинься, доктор Стрэндж) и просто потрясающе дурацкое кино. Да, это «Всё везде и сразу» от режиссёрского дуэта Дэниэлов, предыдущей совместной работой которых была кринжовая фэнтезийная драма про невероятно полезный в практическом смысле труп Дэниэла Рэдклиффа. Спустя шесть лет парни выдали ещё больше лютого безумия и, похоже, сняли свой magnum opus.

История про владелицу прачечной, с трудом сводящую концы с концами и, внезапно, оказывающуюся единственной, кто может спасти вселенную от уничтожения, поначалу выглядела всего лишь очередным жанровым экспериментов в духе студии A24. Однако на выходе получилось невероятно богатое в сюжетном и смысловом плане кино с претензией на то, чтобы стать по-настоящему культовым. Шутка ли – кровавый экшн с фаллоимитаторами и торчащими из задниц предметами разной степени проходимости соседствует здесь с серьёзными размышлениями на тему семейного счастья, одиночества и собственного места в мире. Самая неудачная версия себя во всех мультивселенных оказывается самой перспективной, ведь может быть кем хочет, так как уже стала полным нулём. Мир, конечно же, могут спасти только счастье и любовь, но путь к понимаю этого ещё никогда не был настолько головокружительным. Наверное такой, в конце концов, должна быть игровая адаптация всех приключений Рика и Морти, если её когда-нибудь надумают снять. Впрочем, навряд ли она станет настолько же удачной, как творение Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. По крайней мере, не в этой вселенной.

Кирилл Банницин

ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Всё везде и сразу
2. Аватар 2: Путь воды
3. Мира



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2021 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2020 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2019 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2018 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2017 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2016 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2015 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2014 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2013 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2012 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2011 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2010 <
> ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 413 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio