Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Стражи Галактики. Часть 3
Автор: Сергей ПрудниковДата: 11.05.2023 15:20
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ. ЧАСТЬ 3 (THE GUARDIANS OF THE GALAXY. VOL. 3)

2023, США, 150 мин.
Жанр: фантастика, супергероика, комедия, драма
Режиссёр: Джеймс Ганн
В ролях: Крис Пратт, Карен Гиллан, Пом Клементьефф, Дэйв Батиста, Зои Салдана, Чукуди Ивуджи, Брэдли Купер, Уилл Поултер, Вин Дизель, Шон Ганн


Путь Стражей Галактики от Marvel на большие экраны тернист и сложен, и, пожалуй, заслуживал бы отдельного фильма, который по накалу страстей не уступал бы художественному. Как превратить банду второсортных персонажей, известных узкому кругу гиков, во всеми любимых героев, стоящих в одном ряду с Мстителями? Стоит сказать, что Marvel сильно рисковали, когда решили сделать Стражей частью своей киновселенной, и ещё больше рисковали, доверяя фильм малоизвестному режиссёру. Впрочем, риск себя оправдал – «Стражи Галактики» полюбились публике, а Джеймса Ганна успех вывел в первый эшелон Голливуда.

Что было дальше – мы все знаем: головокружительный взлёт, твиты десятилетней давности, медийная отмена и общественное порицание, прощение, возвращение в строй и становление главой обновлённого кинематографического подразделения DC. Такие карьерные кульбиты большинство постановщиков бы вывело в кювет профессии, но Ганн умудрился не только реабилитироваться после своего падения, но и возвыситься, как никто другой до него.

Несомненно, успех «Стражей Галактики» – заслуга Ганна как автора с хорошо узнаваемым почерком. В то время, как другие режиссёры, заключившие контракт с Marvel/Disney прогибаются под требования студии, лишаясь своего голоса, Ганн каким-то чудом умудрился свой стиль не растерять и сделать его главной фишкой. Вероятно, причина в том, что изначально Marvel не делала высоких ставок на «Стражей», готовая к кассовому провалу, и позволила режиссёру максимум свободы для самовыражения. Сегодня студия рискует с куда меньшей охотой, хотя и пытается привлекать талантливых постановщиков в свои ряды. Но там, где Ганн одержал победу, та же Хлоя Чжао с «Вечными» провалилась, ведь на банду отморозков с говорящим енотом зрителю смотреть куда интереснее, чем на группу пафосных и чрезмерно серьёзных полубожеств.

За девять лет, что минули с релиза первой части «Стражей Галактики», команда безбашенных авантюристов прошла через многое – одолели Ронана Обвинителя, свергли безумную планету Эго, приняли участие в войне против Таноса, похитили Кэвина Бэйкона (и благополучно вернули назад), а состав команды то сокращался, то пополнялся новыми кадрами. К основной пятёрке Стражей – Звёздному Лорду, Гаморе, Драксу, Ракете и Груту – сначала прибилась эмпат Мантис, а после сводная сестра Гаморы – Небула, собака-телепат Космо и помощник Йонду Краглин. Вся эта разношёрстная компания с багажом внутренних комплексов и проблем с подачи Ганна зароднилась, и к началу третьей части своих приключений формирует настоящую семью по духу в лучших традициях форсажной франшизы (А вы думали Вин Дизель просто озвучивает Грута? Нет, он и здесь формирует вокруг себя семью!). Казалось бы, после победы над Таносом у Стражей, наконец-то, появилась возможность зажить спокойно – тем более они сформировали целую коммуну в недрах отрубленной головы божества-целестиала, прозванной Знамогде, и пользуются почётом и уважением местных жителей. Только вот Питер Квилл топит скорбь по Гаморе в выпивке, а друзья ничего не могут сделать, чтобы вытащить своего капитана из меланхолии. На помощь, внезапно, приходит Адам Уорлок – искусственно выращенный сын суверенки Аиши из прошлой части, которая решила поквитаться со Стражами за своё унижение и вступила в сговор с Высшим Эволюционером – живодёром-вивисектором с замашками тирана, который давным-давно создал енота Ракету. Адаму поручено доставить Ракету Эволюционеру, но всемогущий инфант лишь отправляет того на половину фильма в кому, что вновь объединяет Стражей перед лицом угрозы. Спасение друга и члена семьи – благое дело, только вот как отыскать загадочного создателя Ракеты и чего это будет стоить самим Стражам?

«Стражи Галактики. Часть 3» - это настоящая лебединая песнь Джеймса Ганна для Marvel, этакий прощальный привет, от которого щемит сердце и находит тоска. Если вас по какой-то причине не покорили Звёздный лорд и компания раньше, то скорее всего этого не произойдёт и сейчас, однако, если вы с любовью и интересом следили за их приключениями, то финальный акт, с большой вероятностью, разобьёт вам сердце. Ганн остался верен себе – это по-прежнему весёлое развлечение без тормозов с тонной шуток разной степени удачности, размашистым экшном и колоритным бэкграундом с налётом не то карпентеровского «Нечто», не то кроненберговской «Мухи», но впервые это ещё и сентиментальная драма, оглушающая своей искренностью и, чего уж греха таить, откровенно эксплуатационная в количестве слезовыжимательных эпизодов на минуту экранного времени. Кому-то это, быть может, не сошло бы с рук, но только не Джеймсу Ганну, собаку съевшему (прости, Космо!) на тим-апах о непонятых изгоях, объединённых духовным родством. Сентиментальностью режиссёр грешил и раньше – гибель Грута в первой части и героическое самопожертвование Йонду во второй вышли очень сильными моментами на контрасте с общим легковесным тоном картин. Но то были эпизоды. В третьей части Ганн ставит драму рядом с комедией на равных, вынуждая зрителя два с половиной часа балансировать на эмоциональных качелях – то рыдая взахлёб над изувеченными Эволюционером зверушками с протезами, то радостно гогоча над очередным гэгом. И как это ни странно, но драма в новых «Стражах» всё же превалирует.

Это, по всей видимости, самый мрачный и депрессивный фильм в трилогии Ганна, где все шутки лишь оттеняют общий сюжетный посыл – ничто и никто не вечен. Другим серьёзным лейтмотивом здесь стал конфликт творца и творения, свободной воли и предопределённости. Ракета был жертвой чудовищных опытов в компании других таких же животных, но сумел восстать против тирана, в то время как другое творение Эволюционера – Адам Уорлок – ищет свой путь во вселенной, для которой он лишь неразумное и вспыльчивое дитя. Новичок КВМ Уилл Поултер отлично вписался в безумный ганноверс, создавая образ в меру обаятельного и недалёкого персонажа, которому ещё предстоит вырасти и осознать себя. Зная, каким могущественным в комиксах является Уорлок, КВМ ждёт ещё один потенциально имбовый персонаж с безграничным уровнем сил, который, как и Капитан Марвел, скорее всего, окажется лишь роялем в кустах в следующем супергеройском замесе. Зато вот Чукуди Ивуджи, воплотивший образ Высшего Эволюционера, оказался на удивление хорош во всей своей простой и понятной злобе и желании создать совершенное существо. Внешнее сходство с Кангом из «Квантомании» лишь ещё больше усиливает разницу этих двух персонажей. Там, где Мэйджорс пытается внушать трепет покерфэйсом, Ивуджи отыгрывает опереточного злодея, словно вышедшего из классической бондианы, и здесь это работает как нельзя лучше. А уж пытки невинных зверят и вовсе делают его в глазах зрителя едва ли не олицетворением вселенского зла.

Чего у Джеймса Ганна точно не отнять, так это умения грамотно работать с персонажами. И это умение крайне ценно, когда речь заходит о командных картинах. Что Стражи, что Отряд самоубийц – везде он умудрился тонко подойти к каждому из героев и показать их так, чтобы для аудитории они были понятны и приятны. В триквеле «Стражей» развитие героев достигает своей кульминации, и это, пожалуй, главная победа Ганна как постановщика и сценариста. Если вам казалось, что Дракс – это всего лишь тупой качок со специфическим чувством юмора, то вам напомнят, что изначально это был ослеплённый яростью отец, потерявший свою дочь. Кому-то не хватало глубины в Мантис? Пожалуйста, у неё есть своя сюжетная линия, в рамках которой героиня неожиданно раскрывается как многослойный и сильный персонаж. Смирится ли Питер Квилл с потерей Гаморы? Ганн и здесь даёт ответ, причём избегает самого простого пути, решая вопрос приятным компромиссом. Но неожиданно центральной фигурой триквела становится именно Ракета, который для зрителей всегда был лишь крутым ворчливым символом команды. Ганн эту несправедливость исправляет, прописывая Ракете не только мощную предысторию, но и делая его скрытым главным героем всех приключений Стражей – настоящими мозгами, сердцем и душой команды.

Хотелось бы разбавить эту оду гению Ганна анализом его минусов, но, право слово, «Стражи Галактики. Часть 3» при всех своих незначительных минусах вроде чрезмерной клиповости в отдельных сценах и избитой формулы «шутка-шутка-драма-шутка-экшен», всё-таки выдающееся кино в рамках киновселенной Marvel. Именно в рамках киновселенной, а не жанра супергероики в целом. На фоне откровенно слабой четвёртой фазы КВМ с обилием маловразумительных сериалов и сделанных в спешке фильмов, «Стражи» смотрятся настоящим авторским кино, выверенным и доведённым до ума одним конкретным человеком. И потеря такого творца для Marvel/Disney может быть фатальной на фоне неоспоримого кризиса идей студии. Не самый очевидный кандидат изначально, но именно Ганн мог бы вдохнуть новую жизнь в основательно пробуксовывающую франшизу Кевина Файги. Однако поздно. Возможно, именно видение и подход Ганна сделают киновселенную DC great again. После красивого завершения «Стражей Галактики» хочется от всей души пожелать Джеймсу удачи в новых начинаниях.


Сергей Прудников

Премьера с 22 апреля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 431 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio