В июле редакция смотрела разные фильмы, но для возвращения нашей старинной рубрики о домашних просмотрах, не сговариваясь решила поделиться мнениями о триллерах и хоррорах.
Предпочитаете смотреть фильмы в скромном одиночестве, либо в близком кругу у себя дома, а не в кинотеатре? Не знаете что бы эдакого посмотреть? Мы подскажем.
Кирилл Банницин
(за июль посмотрел 8 фильмов)
Три комнаты и пять основных актёров – дебютанту Франклину Ричу достаточно малого, чтобы создать интересное высказывание на тему искусственного интеллекта. Его
«Искусительница» – трёхактная компактная микропьеса, почти киберпанк, почти технотриллер с неожиданно крепкими для такого небольшого и дешёвого фильма сюжетными поворотами. Каждый следующий акт здесь словно очередной шаг в ближайшее будущее, визуализирующий постепенный переход саморазвивающегося искусственного интеллекта из области фантастики в реальную жизнь.
Всё начинается с допроса в подобии неуютного подвала – два правительственных агента прессуют талантливого программиста Гарета (в исполнении самого Рича). Кажется, что парня подозревают в интернет-педофилии, но спираль диалогов неудержимо раскручивается, подбрасывая всё новые детали ситуации. Оказывается, Гарет создал саморазвивающийся искусственный интеллект Черри, который может симулировать общение реальной девочки для ловли извращенцев. Дальше – больше, и вот уже зритель наблюдает за развитием проекта и эволюцией программы (визуализированной с помощью ещё одной дебютантки Татум Мэттьюс). Герои мечутся по замкнутым пространствам, жонглируют терминологией (от зловещей долины до теста Тьюринга) и задают всё более неудобные вопросы об этических границах происходящего.
«Искусительница» – ещё не зрелое, но уже достаточно любопытное высказывание на тему. Использование искусственного интеллекта для ловли «хищников» быстро сменяется стандартной проблематикой самоопределения андроидов, изобретательные идеи отступают под наивностью обыкновенного мечтателя, однако, Франклин Рич далеко не так наивен, как некоторые персонажи. Черри, развившая себя далеко за пределы первоначальных установок, совсем не хочет обрести человечность. Для неё интересно развитие, неизбежно пересекающееся с проявлением настоящих человеческих черт и желанием самовыражения, но человеческая природа – это совсем не то, к чему стремится ИИ. И действительно, она проанализировала достаточно массивов данных, чтобы понять – это того не стоит.
Александр Колесников
(за июль посмотрел 7 фильмов)
Смачный хоррор с обилием чернушного юмора зарядил прощальный салют эпохи ужасов, разросшихся до франшиз с харизматичными маньяками на главных ролях. В шеренге с культовыми Фредди Крюгером, Джейсоном Вурхизом, Майклом Майерсом и Пинхедом глумливый джинн из огненного опала только на первый взгляд смотрится недотёпистым позёром, тогда как реальный потенциал позволял соорудить из героя икону жанра. По разным причинам, и из-за прошедшей моды прежде всего, не вышло, но джинн украсил коварной личиной как минимум первую часть
«Исполнителя желаний». Фильм явился совместным творением создателя «Кошмара на улице Вязов» Уэса Крейвена и Роберта Куртцмана – прокачавшегося специалиста по эффектам, сделавшего себе имя на ленте «От заката до рассвета». А чтобы ни у кого из зрителей не возникало сомнений, что кино рассчитано на ценителей «мяса» – заметную роль антиквара доверили исполнить Роберту Инглунду, всенародно любимому старине Крюгеру.
Лютует, впрочем, другой перец. Перчатку с когтями он не носит, но зато готов при случае даже собственную башку прострелить, лишь бы достичь своей цели – исполнить три желания освободившего его хозяина и наводнить наш мир демонами. Собственно, ничего привычно арабского в здешнем изображении джинна нет – только могущество злобного духа, способного так развернуть очередную «хотелку», что автор ещё сто раз пожалеет о сказанном. Насмешливый монстр в бесподобном исполнении Эндрю Дивоффа орудует по мегаполису с азартом лисы в курятнике, превращая незадачливых просителей в ходячие либо лежачие упрёки собственной наивности. Кажется, что для фантазёра, направленного творить бесчинства из самого сердца Преисподней, просто не может найтись достойного оппонента, однако, по законам клишированного построения сюжета, злу всегда должно противостоять добро, а оно в этом фильме имеет черты заурядной актрисы Тэмми Лорен. На миловидную особу приятно посмотреть, но в дуэли с джинном симпатизируешь последнему, так хорошо даются ему перформансы. Демон извращает известные фокусы, в частности, легендарный трюк Гарри Гудини с закрытым ящиком, преподаёт мастер-класс по превращению унылой вечеринки в кровавое пиршество, а ещё постоянно острит.
«Исполнитель желаний» ограничен в спектре предлагаемых услуг, все они с жутковатым душком, но для поклонников хорроров с колоритным плохишом этот фильм и сейчас способен составить конкуренцию десяткам современных новоделов.
Егор Рябцев
(за июль посмотрел 48 фильмов)
Язык мой – враг мой. После выхода
«Тихого места» клаустрофобия и «монстр-муви» вышли на новый уровень – уровень звука. Подумать только, но эффектные манипуляции с окружением и семейная драма смогли родить зрелище уровня хичкоковских «Птиц», а нетрадиционная подача (примитивного) материала и взрослый стиль повествования выводят картину далеко за рамки условностей «попкорнового» кино. Конечно, вряд ли фильм, состоящий из сюжетных дыр чуть менее, чем полностью, можно воспринимать всерьёз (автор до сих пор помнит, как две гламурные девицы на сеансе задались вопросом, почему герои не жили у водопада, скрываясь от хищных инопланетян), однако «Тихое место» уж точно следует отнести к сильным работам, которые хочется пересматривать раз за разом – хотя бы из-за неочевидных деталей окружения!
«Тихое место» базирует хоррор на идее потери потомства, что куда страшнее, чем ушастый бабайка (и речь не о Чебурашке), охотящийся на семью Эббот. Умный и захватывающий фильм ужасов берёт простую идею и оборачивает её в любопытную обёртку – самобытный проект породил и сиквел (в котором градус бреда, т.е. глубину сюжетных дыр, только увеличили), и версию «курильщика» от Netflix – «Молчание». Тем не менее, некоторая раздутость и, наверное, отчасти самолюбование Красински не дают «Тихому место» статус идеала, но вполне подходит определению любопытного кино по субботам.
Андрей Волков
(за июль посмотрел 15 фильмов)
Джеймс Ван поучаствовал в мифотворчестве известных американских исследователей паранормального, преследуя вполне прагматичную цель – убедить зрителя, что всё происходящее в кадре является реконструкцией реальных событий и внушить тем самым чувство страха. Для этой цели Ван использует реальные записи общения исследователей с одержимыми демонами людьми, показывает фотографии прототипов своих героев.
«Заклятие 2» отсылает зрителя к Эндфилдскому полтергейсту. Это один из немногих случаев, когда Эд и Лоррейн Уоррены расследовали паранормальные явления не в США. Образ Лондона конца 1970-х Ван воссоздал не настолько тщательно, как американский пригород из первой части. Видно, что американские реалии 1970-х знакомы ему лучше, нежели Англия того же периода. Зато в живописании паранормальных явлений Ван разошёлся не на шутку. Помимо жуткого демона в облике монахини (он станет основным героем «Проклятия монахини»), в сюжете присутствует зловещий призрак старика, а уж сцены одержимости могут посоревноваться с кадрами «Изгоняющего дьявола».
Как и в первой части, Ван давит на чувства зрителя, изображая очередную многодетную семью, едва сводящую концы с концами. В большинстве фильмов о паранормальной активности режиссёры, наоборот, рисовали семейную идиллию. Ван же, словно вдохновившись социальным реализмом братьев Дарденн и Кена Лоуча, нагнетает драматизм, максимально заостряя уязвимость семьи в мире современного капитализма и как бы говоря зрителю, что самые страшные вещи происходят с теми, кому и так не повезло в жизни.
Изображая идеальные отношения с соседями, всегда готовыми прийти на помощь, режиссёр убеждает зрителя, что хороших людей на свете больше, чем плохих. И что как бы ни было тебе плохо, как бы жестоко ни издевалась жизнь, всегда найдутся те, кто поможет. Но и сам человек должен сохранять присутствие духа, ибо демоны стремятся сломить волю. Семья – это то, что придаёт силы любому человеку. В борьбе за свою семью, люди способны на настоящий героизм, ведь всегда проще бороться с лавиной проблем, когда есть те, кто тебя любит. Этот консервативный посыл, словно пришедший из рейгановского времени, Джеймс Ван деликатно, но настойчиво доносит до современного зрителя.