ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: БАЛЛАДА О ЗМЕЯХ И ПЕВЧИХ ПТИЦАХ
(THE HUNGER GAMES: THE BALLAD OF SONGBIRDS & SNAKES)
2023, США-Канада, 157 мин.
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Режиссёр: Фрэнсис Лоуренс
В ролях: Том Блит, Рэйчел Зеглер, Питер Динклэйдж, Хантер Шафер, Джош Андрес Ривера, Джейсон Шварцман, Виола Дэвис, Финола Флэнаган
Возвращение в Панем не может похвастаться хорошим сюжетом. Приквел похождений Китнисс Эвердин (развивающийся за 64 года до) заявлен как становление главного местного злодея, но на деле оказывается набором отдельных фрагментов, связанных общей идеей и персонажами. Перекочевавшее из книги трёхчастное разделение действия вкупе с вездесущей магией кино ухитряются маскировать огрехи и создают ощущение цельной истории, которой в итоге не хватает главного – сильного финала. Впрочем, широкий зритель должен быть доволен – несмотря на рваную экспозицию, большой хронометраж и регулярно провисающую динамику, «Баллада о змеях и певчих птицах» гармонично дополняет предыдущие части. Используются для этого, в том числе, и небольшие детали – например, причины нелюбви Сноу к песне про дерево висельника.
Причина же всех бед приквела – сама Сьюзен Коллинз, одноимённый роман которой похож на неуклюжий фанфик, написанный с целью заработать на бренде. К счастью, у руля экранизации оказывается Фрэнсис Лоуренс, крепко связанный с предыдущими частями франшизы и, судя по всему, испытывающий к ней тёплые чувства. Под его контролем рождается, наверное, самая своеобразная (и, на удивление, не самая плохая) часть «Голодных игр». В основу здесь положена история из молодости будущего президента Панема Кориолана Сноу, любителя роз, жестоких интриг и главного ненавистника дистриктов. Выходец из обедневшей знати, не пропустивший ни одного дня занятий в надежде стать лучшим учеником и получить престижную стипендию, вдруг нос к носу сталкивается с веяниями времени. Народ стремительно теряет интерес к Голодным играм и, чтобы не утратить контроль над массами, в кровавое (теле)шоу вносят изменения. У всех участников впервые появляются менторы из числа лучших выпускников академии, самый успешный из который получит желанную премию. Кориолану, по всем сюжетным законам, достаётся главный аутсайдер – девушка из дистрикта 12, дерзкая певица Люси Грей Бэйрд, в ярком платье, со змеёй в кулаке и талантом привлекать внимание нужной публики.
«Баллада о змеях и певчих птицах» – вероятно, самая визуально красивая и интересно звучащая часть франшизы. Несмотря на провисающие временами спецэффекты, ретрофутуристичный сеттинг вкупе с монументальными архитектурными решениями в декорациях создаёт на экране ту самую, всё крепче встающую на ноги, безрадостно-жестокую деспотию. Оригинальный саундтрек, при этом, вытесняется песнями Люси Грей, остальное – безликие композиции, основная задача которых – заполнять пустоту между словами и не мешать вокальному таланту Рэйчел Зеглер. Учитывая детали истории – ход вполне оправданный, ведь песни звучат здесь едва ли не в самые знаковые эпизоды и даже предопределяют концовку.
В фильме умело используется главный актив – отлично подобранные исполнители главных ролей, сумевшие сделать своих персонажей по-настоящему живыми. Том Блит и Рэйчел Зеглер взвалили на свои плечи практически непосильную задачу – вытягивать на приемлемый уровень последствия творческой импотенции Коллинз. Им это вполне удаётся, хотя в картине у них нет особых конкурентов. Джейсон Шварцман, копирующий Стенли Туччи, и Виола Дэвис в образе инфернальной учёной пытаются красть эпизоды, но получается слабо – гротеск и эпатаж их персонажей порой граничит с кринжем, хоть черту и не переступает. Однако, несмотря на столь сильный акцент на актёрских партиях, ожидаемой метаморфозы персонажей здесь не увидишь. Снова вмешивается общая недоработка истории – главные герои, в конце концов, так и остаются теми, кем являются с самого начала – невнятным амбициозным проходимцем с ДНК Марти Сью, и свободолюбивой бунтаркой себе на уме.
Впрочем, даже испытывая симпатии к происходящему на экране, легко остаться разочарованным – ведь катарсиса не будет. И дело даже не в том, что Сноу добивается своего без видимых усилий, через благосклонность власть предержащих, а в том, куда в итоге заходят его отношения с Люси Грей. Может показаться, что кульминация на берегу озера максимально нарочита, но, в отличие от романа, создатели фильма вовремя обращают внимание на фразу про важность доверия, без которого человек словно мёртвый. А значит, в тот день в лесу умирают оба – один отбрасывает грошовый идеализм и превращается в того, кем должен быть, а вторая становится тем, кем и была в глазах собственных слушателей – персонажем баллады с печальным концом, чьи шаги так и исчезнут без следа. Останутся только Голодные игры – как очередное напоминание об истинной природе человечества.
Кирилл Банницин