НЕМАЯ ЯРОСТЬ (SILENT NIGHT)
2023, США-Мексика, 104 мин.
Жанр: боевик, криминал
Режиссёр: Джон Ву
В ролях: Юэль Киннаман, Каталина Сандино Морено, Кид Кади, Арольд Торрес, Ёко Хамамура, Винни О’Брайэн, Энтони Джульетти
Сына Брайана убила шальная бандитская пуля прямо во дворе дома в Рождество, и безутешный отец бросается за головорезами в погоню. Только вот что обычный электрик может противопоставить вооружённой до зубов банде? Брайан оказывается в больнице с простреленным горлом, немой и обуреваемый яростью от того, что родной город погряз в беззаконии, а полиция ничего не может с этим сделать. Поставив себе целью разобраться с криминалом к 25 декабря следующего года, Брайан начинает интенсивно тренироваться и разрабатывать план по массовой ликвидации.
Джон Ву – постановщик, не побоимся этого слова, легендарный, отметившийся как в родном Гонконге, так и в Китае и США. Ленты Ву – преимущественно драйвовые боевики с крутыми героями, перестрелками и высоким уровнем маскулинности, а знатоки его творчества уже давно выделили яркие приёмы, которые режиссёр использует для нагнетания атмосферы или создания визуального напряжения, вроде применения зеркальных поверхностей, замедленной съёмки или обязательной стрельбы по-македонски одним из героев.
«Немая ярость» - первый фильм Ву, выпущенный за семь лет. «Охота на человека» 2017 года не получила ни особой зрительской любви, ни положительной критики, как это было с ранними фильмами гонконгца, и, кажется, история вновь готова повториться. То ли дело в том, что семидесятисемилетний режиссёр уже просто устал от кино, то ли в силу возраста Ву потерял представление о том, как это кино нужно снимать в современных реалиях, но от «Немой ярости» во время просмотра больше устаёшь, чем получаешь какой-либо заряд бодрости.
Картина позиционировалась как первая, полностью без диалогов. Но это неверное убеждение, ведь ранее состоялась онлайн-премьера хоррора «Никто тебя не спасёт», где также не было диалогов, и, самое примечательное, это было и сюжетно оправдано, и интереснее обыграно. Отсутствие диалогов у Ву – просто глупая прихоть создателей картины, чтобы сделать проходной боевик хоть сколько-нибудь интересным для кинорынка. По факту, отсутствие диалогов тут – одна из серьёзных проблем постановки. Посудите сами, герой лишается возможности говорить, однако со слухом у него проблем нет, что не мешает любимой жене упорно общаться с ним только текстом и СМС. Спрашивается, зачем? И немота, по всей видимости, накрыла вообще всех, включая бандитов, которые между собой общаются только нечленораздельными воплями и… сообщениями в групповом чате! Групповой чат для наркокартеля, где ведётся переписка, которая всем участникам способна обеспечить большой срок в тюрьме? Почему бы и нет. Блогер, который снимает на камеру перестрелку двух банд, чтобы босс, сидящий в это время в своём логове, получил видеоотчёт онлайн? Снова да!
Другой проблемой «Немой ярости» становится общая несбалансированность, когда половину фильма герой готовится к своему возмездию – собирает информацию и прокачивается физически, чтобы выдать весь экшен в третьем акте в таких количествах, от которых к финальным титрам начнёт мутить. Нет, к постановкам боёв у нас вопросов нет – всё-таки Ву собаку съел (фигурально) на боевиках, и в этом аспекте он сработал гладко. Но драматургически «Немая ярость» усваивается плохо как раз из-за того, что действия критически не достаёт вначале, и его слишком много в финале, от чего измученный часовым ожиданием развязки зритель рискует получить передозировку.
Нет никаких претензий к Юэлю Киннаману, который отлично отыгрывает роль страдающего от горя потери отца, но хочется пожурить Ву за избыток сентиментальных флэшбеков, которые работают как не самый оригинальный эксплотейшн – смотрите, мы убили маленького мальчика в Рождество, поглядите каким милым и невинным он был!.. А вот поглядите, какая трогательная у него могилка, и папа ведь так и не успел подарить ему железную дорогу! Словом, сентиментальность «Немой ярости» временами становится такой навязчивой, что вызывает обратный эффект – раздражение от всего происходящего, нежели сочувствие главному герою. И, как следствие, лента просто не работает так, как её задумали. Обидный промах для того, кто снял такие эффектные ленты, как «Без лица» и вторая «Миссия: невыполнима».
Сергей Прудников