Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Зона интересов
Автор: Егор РябцевДата: 18.03.2024 20:52
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЗОНА ИНТЕРЕСОВ (THE ZONE OF INTEREST)
2023, США-Великобритания-Польша, 105 мин.
Жанр: драма, биография, история
Режиссёр: Джонатан Глейзер
В ролях: Кристиан Фридель, Сандра Хюллер, Йохан Картхаус, Луис Ной Уитти, Неле Аренсмайер, Лилли Фальк, Анастазя Дробняк


«Зона интересов» Джонатана Глейзера сильна настолько, что фильм можно счесть одним из самых страшных в истории кино, несмотря на всю драматичную инертность. Примерно первую половину ленты зритель не может отвести взгляд, загипнотизированный обстановкой. Однако наступает момент, когда первоначальное чувство замешательства уменьшается. Конечно, повествование «Зоны» ничем не примечательно, но стиль, изложение и общее великолепие представляют зрителю часто опускаемый обществом аспект Второй мировой и холокоста, в частности. «Зона интересов» не похожа на всё то, что было в кино ранее (кроме, разве что, отчасти «Мальчика в полосатой пижаме»). Можно разумно задаться вопросами, что несёт подобного рода кино (тем более, что здесь присутствует определённый уровень художественный претенциозности, включая документальную вставку), но с точки зрения настроения лента выверена почти идеально.

В 1943 году поражение Германии ещё не было очевидным, и многие немцы занимались повседневными делами. Вдали от линии фронта их интересовали лишь обывательские заботы. Рудольф Хёсс – комендант Освенцима, который отвечал за управление концентрационным лагерем с 1940 года. Семья Хёсса, включая его жену Хедвиг и пятерых детей, живут в идиллическом особняке за пределами Освенцима – от лагеря их отделяет бетонная стена. В доме коменданта есть большой сад, бассейн, зоны отдыха. Райская атмосфера нравится Хёссам и их многочисленным гостям.

Естественно, «Зона интересов» посвящена знакомой многим «банальности зла». Кажущаяся нормальной жизнь семьи Хёссов диссонирует с чудовищностью того, что находится за кадром. Строго говоря, «Зона интересов» оправдывает свой рейтинг: в фильме буквально не демонстрируют насилия. Фактически, если закрыть глаза (действительно, как герои фильма), то «Зона интересов» становится одой традиционной немецкой семье 1940-х, принадлежащей к верхушке среднего класса. Тем не менее, все знают детали реальной истории, и «Зона интересов» как раз об этом: во многих отношениях трудно примирить Хёсса-семьянина с его поступками. С другой стороны, в картине не такая насыщенная история и в конечном итоге это единственный серьёзный недостаток: повествование до безумия простое, хотя и предоставляет аудитории простор для размышлений.

«Зона интересов» обретает свою силу благодаря несоответствию тому, что мы видим и тому, что слышим. Изображения на экране представляют собой обычные, даже приятные вещи: сад, например, или радостные дети на речке. Звуки из Освенцима, тем не менее, не могут быть остановлены бетонным забором. В одном запоминающемся моменте камера фокусируется на цветах, а саундтрек усиливают крики и выстрелы. Операторская работа намеренно отстранённая: наблюдать за тем, как Рудольф Хёсс ходит по своему двору и курит, или как Хедвиг грезит о спа-салоне, тошно, потому что камера фиксирует их обыденность. Оператор видит персонажей такими, какие они есть на самом деле: здесь их не судят, а отдают на суждение зрителей.

Если оставить в стороне художественные преувеличения и почти несуществующее повествование, «Зона интересов» сильна тем, что даёт огромную пищу для размышлений. Наверное, это всё-таки новаторское изображение холокоста – способность нормальных на первый взгляд людей оправдывать зло в своих действиях. Одно из самых эффектных изображений подобного явления и представлено в фильме – отсутствие драматического эффекта только сильнее подчеркивает почти документальную глубину картины. По иронии судьбы именно эта дисциплинированность в повествовании становится наиболее поразительной: в своей версии «Списка Шиндлера» Глейзер использует инфракрасное видение, чтобы наблюдать за тем, как местная девушка-подросток подкармливает яблоками заключенных концлагеря. «Зона интересов» тем самым допускает, что в людях есть добро, хотя по большей части материал очень циничный. Так или иначе, с точки зрения Глейзера, самым ужасным грехом становится равнодушие.

Писатель Даниил Гранин рассказывал, как ездил с делегацией писателей в Бухенвальд. Лагерь расположен очень близко к городу, и Гранин понял, что горожане прекрасно видели дымящиеся трубы крематориев. Он захотел пить, и пока ему в киоске наливали воду, спросил у продавщицы, как она себя чувствовала во время войны. «Ах, что вы! – ответила она, – Мы же ничего не знали!». «Но ведь вы видели дымящиеся трубы!». «Нет. Не видели. Мы смотрели в другую сторону». И Гранин с горечью пишет, что ведь для того, чтобы смотреть в другую сторону, нужно знать, куда смотреть не следует.


Егор Рябцев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 103 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio