ЛЕТО. НУЛЕВЫЕ
2023, Россия, 85 мин.
Жанр: лирическая драма
Режиссёр: Сергей Илютин
В ролях: Тимофей Кочнев, Кирилл Доронин, Иван Фёдоров, Анастасия Цыбульская, Роман Маякин, Михаил Иванов
После всплеска популярности криминального сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (наше общество давно и безнадёжно больно блатной романтикой) можно было ждать появления его многочисленных клонов. Полнометражный дебют выпускника мастерской Андрея Эшпая во ВГИКе Сергея Илютина мог показаться одним из первых последователей криминального ретро-сериала Жоры Крыжовникова, а потому заранее вызывал сомнения если не в своих художественных достоинствах, то в моральной подоплёке самой истории.
Однако лента оказалась вовсе не про молодёжные банды 2000-х. Напротив, блатной романтике режиссёр Сергей Илютин и сценарист Кирилл Кузнецов (выпускник мастерской Юрия Арабова) противопоставили любовь. Несмотря на то, что по сюжету персонажи ещё подростки лет 14-15, их сыграли более взрослые актёры, и это неудивительно, ведь в фильме присутствует относительно откровенная сцена между Сашей и Светой. Кириллу Доронину, сыгравшему Вжика, действительно 14 лет, ну так, согласно сценарию, его герой самый маленький и щуплый. Парадоксально, что именно у него первоначально возникает конфликт с цыганом Володей, главарём местных хулиганов. Конечно, по сравнению со своими коллегами из «Слова пацана» Цыган и его шайка могут показаться образцовыми провинциальными ребятами, ведь дальше рэкета и буллинга они не идут и вообще предпочитают проводить время, распивая пиво и слоняясь по округе, как и друзья Саши.
Тимофей Кочнев, исполнитель второстепенной роли в «Слове пацана», отлично справился со своей работой, сыграв своеобразное альтер-эго режиссёра. Как говорил сам постановщик, он стремился снять фильм о своей ранней юности, прошедшей в небольшом городке Конаково (Тверская область). Ностальгический окрас фильма заметно превалирует над криминальными мотивами, но режиссёр всё равно затрагивает сложноразрешимую тему конфликта поколений. Взрослые, в частности, милиционер Виталий Михайлович, друг отца Сашки, считают, что подростки умнее их и никогда не будут общаться со всякой шпаной, но на деле это не так. Каждый человек учится исключительно на своих ошибках.
Подростки хорошо владеют лицемерием. Дома Саша один, а с друзьями на улице – совсем другой. И сложно было бы сказать, как могла сложиться сашкина судьба, если бы его хулиганскую душу не посетила любовь к соседской девчонке Свете, которая, как многие провинциальные девочки, больше всего хочет уехать в большой город и забыть как кошмарный сон провинциальную скуку одноэтажной России.
Любопытно наблюдать, как под воздействием первого чувства (неслучайно рабочим названием фильма было «Первое лето») происходит трансформация характера Саши, его постепенное взросление. Как и герои «Слова пацана», поначалу он жил по пацанским понятием, больше всего ценя людей своего круга. Их мораль довольно простая – всякий, кто не с нами, тот чужой человек. Другим не помогать, ценить только себя и своих друзей. И, конечно, всякая девушка для них – потенциальная шлюха, которая сегодня с одним парнем, а завтра может быть с другим. В пацанском мире ценится только сила, словно в мире животных. Неслучайно друг Стас поучает Сашу, что если ему нравится Светка, то он должен продемонстрировать свои виды на неё – подойти и шлёпнуть по попе, как знак того, что теперь она его самка и должна быть с ним.
Однако Саша впервые начинает сомневаться в правоте своих друзей. Он начинает задумываться об ответных чувствах Светы – что чувствует она к нему. Их несостоявшийся интим в лодочном сарае, когда Саша передумал заниматься сексом с пьяной возлюбленной, продемонстрировал эволюцию отношения главного героя к женщине. Теперь она для него не просто сексуальный объект, как учил его друг Стас, но такой же человек, как он сам. И что в сфере чувств недопустимо какое-либо насилие.
Режиссёр убедительно связывает моральное взросление своего героя с его чувствами к Свете. Постепенно ершистый подросток Саша начинает думать не только о себе, но и о других. Например, о найденной козе, которую сначала отдал странной владелице, напоминающей маньяков из провинциальных слэшеров, а затем решил выкупить, чтобы её не зарезали, но было уже поздно. Также Саша передумал красть деньги у родителей, для выкупа Цыгану за Вжика, а вместо этого пошёл сдаваться сам. Ведь его предки откладывали эти деньги на отпуск в Турции, и Саша не хочет расстраивать родителей. Да и тёрки Саши с главным хулиганом в итоге получили отнюдь не пацанское разрешение.
Персонаж Тимофея Кочнева в последней трети ленты прямая противоположность себе из начальных сцен. Он уже не делит людей на «своих» и «чужих» и считает, что даже вчерашний враг – тоже человек. И, конечно, он готов помочь Свете решить проблемы с её родителями, ведь она так и не поступила в Москве на музыканта, а потому боится, что её будут сильно ругать.
Мы не знаем, чем закончится любовная история двух провинциальных подростков. Режиссёр не столько оставил лазейку для сиквела (хотя нельзя исключать, что он выйдет, ведь автору порой непросто расстаться с дорогими сердцу героями), сколько сосредоточил фокус внимания на теме морального взросления Саши. Ему тесно в провинции не столько, потому что в Москве больше возможностей для самореализации, сколько из-за того, что Саша перерос ту самую пацанскую среду. Итого перед нами не развитие генеральной линии «Слова пацана», а моральная антитеза этого тревожного культа нашего времени. Режиссёр обращается к общечеловеческой, цивилизованной морали, которую связывает с нравственной зрелостью личности. Ведь пацанские понятия скорее признак подросткового периода, когда взрослые теряют авторитет в глазах детей, и познающий мир ребёнок стремится делать всё им наперекор.
Несмотря на обобщающее название «Лето. Нулевые», фильм не является портретом поколения. Для постановщика индивидуальная история дороже национальной. Он не столько показывает борьбу за сферы влияния на районе, сколько ностальгически воспроизводит тот навсегда ушедший миг, когда человек, сам не замечая как, вдруг становится взрослым. По тонкости психологического рисунка характеров героев и трогательно-лирической атмосфере, дебют Сергея Илютина, конечно, уступает нестареющей классике «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва, однако, тоже свидетельствует об интересе режиссёра к природе морали.
Об этике можно говорить не только скучным языком церковной проповеди или суконной пропаганды, которая, прикрываясь расплывчатым понятием «традиционные ценности», ставит на общественно-политический щит всю ту же пацанскую мораль. Зритель и сам, без всяких плакатных наставлений со стороны режиссёра, поймёт, что невозможно долго жить в чёрно-белой парадигме и не повредиться душой. И что любовь действительно от бога, ведь она подвигает человека становиться лучше, пусть даже ради этого и приходится жертвовать своим пацанским кругом.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 21 марта