ГОРОД ТАЙН. ИСЧЕЗНУВШАЯ (FORCE OF NATURE: THE DRY 2)
2024, США, 107 мин.
Жанр: детектив, триллер
Режиссёр: Роберт Коннолли
В ролях: Эрик Бана, Анна Торв, Деборра-Ли Фернесс, Робин МакЛиви, Сиси Стрингер, Люси Анселл, Жаклин Маккензи
Первая часть «Города тайн», австралийской детективной франшизы на основе серии романов Джейн Харпер,
вышла в декабре 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса. Действие ленты происходило в небольшом городке, куда приезжает агент ФБР Аарон Фальк на похороны друга детства. В это тревожное время многие зрители вынужденно избегали мест массового скопления людей, а потому ленты, вроде «Города тайн», с их насыщенными персонажами городскими локациями, воспринимались с особенной симпатией, как осколок рухнувшего мира, где было место беспечному посещению кафе, концертов, ресторанов.
Вторая часть появилась уже в другое время. Коронавирус остался в прошлом, зато на первый план вышли, казалось бы забытые военные конфликты. Сиквел основан на сюжете романа Джейн Харпер «Сила природы». Основное действие ленты происходит вовсе не в городе, а в лесу, куда отправились сотрудники крупной компании. Возглавляет корпоративную экспедицию жена владельца фирмы Джилл Бейли, в отличном исполнении Деборры-Ли Фернесс, известной австралийской актрисы и жены Хью Джекмана. Режиссёр сосредотачивает зрительское внимание на женской половине экспедиции, которая пошла в поход, не дожидаясь мужчин. Между дамами сложные взаимоотношения, состоящие из сплетен, зависти, мелких обид. К чести режиссёра Роберта Коннолли, также автора сценария, он убедительно перенёс на экран непростые характеры героинь, сделал их выпуклыми, живыми. Зритель осведомлён не только о взаимоотношениях дам в коллективе, но также знает их личную жизнь.
Подзаголовок фильма Коннолли может вызвать в памяти картину Дэвида Финчера «Исчезнувшая», также экранизацию романа. Однако в отличие от сложной ленты Финчера, работа Коннолли в целом не выходит за рамки среднестатистического детектива. Если бы сюжет фильма был изложен в хронологическом порядке, то картина даже могла бы показаться скучной – порой ей остро не хватает если не саспенса, то закрученной интриги. Роберт Коннолли не думает сгущать краски, создавать мрачную, давящую атмосферу, например, в сцене, где заблудившиеся женщины набредают на дом маньяка, когда-то орудовавшего в этих лесах. Возникает соблазн поинтересоваться – зачем тогда в сюжете присутствует этот мотив? Не лучше ли было как-то его использовать, например, создать у зрителя впечатление, что злодей вернулся и вновь охотится за женщинами (тем более пропажа одной из героинь служит завязкой сюжета).
Однако режиссёр больше озабочен живописанием психологических сложностей в коллективе. С одной стороны это похвально, но опять постановщик не идёт до конца, не разворачивает психологические баталии в более широкую картину, не делает каких-то выводов, склоняя зрителю к самому банальному – женские компании подобны паукам в банке и лучше, по возможности, их избегать. Пожалуй, лишь в сцене диалога с владельцем холдинга Дэниэлом Бейли (в его роли убедительный Ричард Роксбург) постановщик представляет фирму в качестве безжалостной капиталистической машины, которая ради большой прибыли едет по головам, перемалывая колёсами тела тех, кто не успел уйти с её дороги. Однако левая критика режиссёра устройства современного общества не подкрепляется предшествующим действием и выглядит чужеродной, словно постановщик вдруг решил посоревноваться с классическим триллером Сидни Поллака «Фирма». Естественно, фильму Поллака усилия Коннолли придать своему детективу социофилософский аспект проигрывают по всем статьям.
Где талант Роберта Коннолли действительно развернулся в полную силу, так это в прихотливой композиции. Его детектив представляет собой виртуозное сочетание сцен из прошлого и настоящего, расширенные сюжетные линии сразу нескольких героев, что заставляет вспомнить о таком нынче редком жанре, как кинороман. Благодаря отличному монтажу, режиссёру удаётся поддерживать хороший темп развития событий и уверенно управлять ритмом. Спокойные эпизоды чередуются с психологически напряжёнными, а сцены в красивом, но опасном лесу идеально сочетаются с эпизодами внутри уютных зданий. Если для триллера фильму порой не хватает усиления сюжетного воздействия – нагнетания напряжения, атмосферных съёмок ночного леса или хижины маньяка — то драматическое действие режиссёр выстраивает гораздо лучше. Сцены фильма вызывают разные зрительские эмоции, подчас по отношению к одним и тем же героям.
Психологическая сложность второстепенных персонажей, правда, заметно контрастирует с одномерностью главных героев – федеральных агентов Аарона Фалька и его напарницы Кармен Купер. Понимая это, режиссёр постарался очеловечить железобетонный образ Фалька его собственными воспоминаниями, ведь в этом лесу когда-то потерялась его мать, которую он и его отец с трудом нашли. Однако и здесь постановщик не докрутил до полноценной драмы главного героя, который, будучи взрослым, как бы возвращается в прошлое, когда пропажа матери в походе сродни крушению целого мира. Очевидно, именно в этот период юноша Фальк окончательно распрощался с детством, однако Роберт Коннолли почему-то воздержался от напрашивающихся сопоставлений двух похожих исчезновений. Сможет ли Фальк найти пропавшую женщину, своего информатора, как когда-то нашёл мать?
В игре знаменитого австралийца Эрика Баны не достаёт глубины, особенно на фоне хорошо прописанных характеров отправившихся в поход женщин. В интерпретации режиссёра он предстаёт излишне самоуверенным, словно персонаж боевика, который и не должен раскисать, ведь ему нужно сокрушить врагов. Образу Фалька очень бы подошла большая эмоциональность, глубина переживаний, ведь это именно он уговорил женщину-информатора отправиться в поход, чтобы раздобыть доказательства финансовых махинаций Дэвида Бейли. В этом смысле сложно не согласиться с персонажем Ричарда Роксбурга – Фальк действительно использовал Элис в федеральной игре. Она стала лишь пешкой в его очередном расследовании махинаций крупных капиталистов.
Сиквел Роберта Коннолли имеет некоторые сценарные и постановочные недостатки, однако воспринимается всё равно с симпатией, ведь это профессиональная жанровая работа. Просто вызывает сожаление, что режиссёр не выжал из сюжета максимум, не воспользовался всеми имеющимися в его распоряжении возможностями, чтобы снять драматический триллер на тему незащищённости человека. Он пешка и в играх больших корпораций, и в расследованиях их действий силовиками. Все акторы думают лишь о собственном успехе, который выражается как в большой прибыли (корпорации), так и в получении новых звёздочек на погоны (силовики). Удачна и основная метафора-локация. Окружающая действительность – это лес, в котором несложно потеряться. И не всегда случается дождаться спасения или же самостоятельно найти правильный путь.
Андрей Волков