ЛЕТЯЩАЯ КРИВАЯ ПАРАДОКСА
ГОЛУБКА
Жанр: комедия, мелодрама, драма
2009, Россия, 104 мин.
Режиссер: Сергей Ольденбург-Свинцов
В ролях: Александр Коршунов, Инга Стрелкова-Оболдина, Мирослава Карпович, Клавдия Коршунова, Кирилл Кяро
ОЦЕНКА: 4
Премьеру «Голубки» ждали. Не так, как жаждут увидеть сиквел очередного голливудского хита с хорошо знакомыми актерами или громкую новинку знаменитого режиссера. Выхода фильма ожидали постоянные посетители всевозможных фестивалей и кино-форумов, на которых «Голубка» отличилась еще в прошлом году, и любители хорошего авторского кино. Однако больше всего ее мечтали увидеть на родине ленты, в Казани. Премьера то и дело откладывалась и переносилась, так что возникало чувство, будто картина и вовсе не появится на большом экране. Но для ее создателей было необычайно важно, чтобы лента все же вышла в свет. Важно, чтобы ее увидели именно в святом для каждого киномана месте – в самом настоящем кинотеатре. И те, для кого она предназначалась, ее все-таки дождались и посмотрели.
Премьера в Казани состоялась в середине октября на третьем этаже местного торгового центра в мультиплексе «КиноМакс». До начала показа в фойе кинотеатра стали собираться представители прессы, фотографы, специально приглашенные гости и, собственно, те, кого ждали больше всего, создатели фильма: режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов, актеры и автор рассказов, по которым снимали картину, Светлана Колина. Непосредственно перед показом одна из актрис фильма Мирослава Карпович щедро раздавала автографы, оставляя на память каждому оригинальные пожелания и собственную подпись (досталось и нашему журналу). Первый показ фильма был, разумеется, для прессы и друзей создателей ленты, тех, кто знал реальных людей, чьи образы послужили созданию прототипов героев картины. А дальше – живое общение и окончание вечера уже в гостях у Светланы Колиной, автора «Буртасских россказней», произведения, легшего в основу сценария ленты. Светлана писала эти рассказы буквально «с натуры». Это кино о ней. Вообще, это здорово – знать человека, о жизни которого сняли самый настоящий фильм. Обычно даже картины о самых знаменитых личностях выходят уже после того, как они покинут этот мир. Светлане повезло. Повезло и ее мужу Геннадию Архирееву, казанскому художнику, еще одному главному герою истории, который успел в 2007 году увидеть хотя бы черновую версию картины. Наверное, это непередаваемое ощущение – смотреть фильм про себя, про историю своих отношений, про свою жизнь.
За день до казанской премьеры, 16 октября, первый показ состоялась на острове Свияжск, на котором происходила съемка большей части материала. Местные жители, так же принимавшие участие в съемках, просидели весь сеанс с серьезными лицами, словно это и не комедия вовсе. Разумеется, для них подобные мероприятия редкость, и потому они были достаточно скованы. По словам авторов ленты в обеих столицах премьеры прошли весьма весело и далеко не так сдержано, как в глубинке. Деревенские жители оказались слегка недовольны, что их показали такими, какие они, по сути, и есть на самом деле, совершенно не приукрашивая. Но ведь такой и была идея фильма – показать жизнь без прикрас, настоящую, реальную. Помимо того, что создателей ленты сразу покорила природа этого живописного острова, привлекло их и то, что жизнь здесь, казалось бы, замерла. Ведь экранное время – это конец 80-х, самое начало 90-х, смутное время новой эры.
Прошедшую на следующий день премьеру в Казани нельзя назвать громкой – все было достаточно тихо и по-домашнему. Встреча с актерами, традиционная автограф-сессия. Чего не было совсем, так это пафоса. Известные актрисы Инга Оболдина и Мирослава Карпович почтили Казань своим присутствием. Инга Оболдина во время съемок с легкой тревогой поглядывала на Светлану Колину, которой тоже досталась роль в картине. Ее можно было понять – ведь она играла реально существующего и ныне здравствующего человека. Впрочем, переживала она зря, Светлана осталась довольно своей экранной героиней.
Забавная история получилась с Мирославой Карпович, которая приходила на самый первый кастинг для фильма несколько лет назад. Тогда, оценив ее талант, Мирославу не взяли по причине юного возраста. Но съемки фильма все откладывались, шло время и в итоге повзрослевшая нынешняя звезда популярного комедийного сериала была приглашена сыграть роль молодой амбициозной и меркантильной барышни, с чем справилась отлично. Видимо это была судьба. Стоит отметить, что кастинг и правда оказался произведен весьма удачно: каждый актер и каждая актриса были на своем месте и создали яркие колоритные образы.
С самого начала картину позиционировали как мелодраматическую историю любви с комедийным уклоном. Для взрослых. Задолго до премьеры в сети появились краткие синопсисы ленты, весьма сомнительного содержания, в которых говорилось, что это якобы история о женщине, которая никогда в жизни не испытывала удовольствия в постели. Странно, что решили уделить внимание именно этому аспекту ленты, словно пытались сделать из нее Нечто эротического содержание. В итоге жаждущие увидеть хотя бы одну более-менее откровенную сцену, разумеется, будут сильно разочаровано, ибо ничего такого в фильме нет вообще. По большому счету все разговоры на пикантные темы носили чисто комедийный характер и служили лишь ярчайшей иллюстрацией того, что в СССР секса не было. Но дети рождались, люди влюблялись друг в друга и были счастливы.
«Реальная история. Картина не продается»
Фильм снимали в Казани и на острове Свияжск. Московские актеры кино и театра, вместе с казанскими коллегами трудились над созданием картины достаточно долго. Ленту можно назвать малобюджетной, однако это как раз тот случай, когда ее создателям удалось выжать из имеющихся ресурсов по максимуму. Участие актеров в подобных проектах не сулит им громадных гонораров, известности и славы. Оно дает им кое-что другое – внутреннее удовлетворение. Режиссер-дебютант Сергей Ольденбург-Свинцов, познакомившись с рассказами Светланы Колиной проникся созданной ей атмосферой и настолько полюбил ее героев, что решил выбрать для своей первой работы именно их. Кроме того, что рассказы эти носят автобиографический характер, они привлекают своим сочным языком и колоритными образами главных героев.
Как-то так сложилось, что если фильм русский и при этом нисколько не блокбастер, а в графе «режиссер» не значится более-менее знаменитое имя, то на нем сразу можно ставить крест. Максимум хорошего, что ожидает его – это неплохая фестивальная жизнь. Минимум – забвение сразу после выхода на ДВД. Показывать в кинотеатрах подобные ленты, рекламные плакаты которых, разумеется, не будут смотреть на вас с каждого щита вдоль дороги и на каждой остановочной площадке, дело практически бесполезное. О кассовых сборах тут говорить не приходится, равно как и о долгой прокатной судьбе – буквально через неделю они могу запросто исчезнуть из репертуаров тех немногих кинотеатров, в которых были заявлены изначально. И все же подобные ленты снимают и даже показывают в кино. А, как известно, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно. Вот только эти «кто-нибудь», вряд ли узнают, что специально для них вышло неплохое русское кино о советской эпохе. «Голубка» – именно такой фильм.
Собравший немало призов на всевозможных фестивалях, в кино его показывали лишь в некоторых городах и то недолго. Синопсис не обещал ничего любопытного для завсегдатаев кинотеатров, а фамилии актеров, в принципе небезызвестных, все-таки не могли являться тем единственным фактором, который заманит потенциальных зрителей, равно как и имя дебютанта-режиссера. Однако главной проблемой «Голубки» было то, что не рассчитана она на тех зрителей, кто чаще всего ходит в кино – это кино не молодежное. Вот если бы была у него грамотная рекламная компания, в которой четко и ясно дали бы понять, что лента представляет из себя отличное кино для тех, кому за сорок – цены бы ему не было.
Если потребуется найти одно слово, которым надо охарактеризовать ленту, то им будет «несовременное». Несовременная история о несовременном времени с несовременными героями и несовременными диалогами. Главная героиня – немолодая барышня, мать двоих взрослых детей, встречает однажды чудаковатого талантливого художника и влюбляется. Причем «как», «почему» и «за что» – не совсем ясно. Просто щелчок. Назвать их отношения романтическими вряд ли получится, тут уж не до конфетно-букетного периода, возраст не тот. Он далек от Ромео, Она далека от юной Джульетты. И все же какая-та поэтичность отношений присутствует. Он с характером. Она тоже. Она стеснительная. Он – просто странный. Но тут еще, правда, третья сторона присутствует – молодая девушка, которая знает, чего хочет и имеет отличную возможность это получить. А хочет героиня Мирославы Карпович банально – денег. Более того, она знает, как их получить, а потому сила ее привязанности к главному герою Генке будет напрямую зависеть от того, за сколько она сможет продать его работы. Для Геннадия же деньги – ничто. Он, как истинный творческий человек, считает, что искусство и деньги вещи несовместимые. Он любит простую жизнь, разговоры по душам с пауком Васькой, обитающим на специально для него созданных парусах паутины. Любит лежать на траве, изучая небо, то единственное, что ему никак не удается передать на своих полотнах именно так, как ему хочется. Ведь оно такое переменчивое, все время в движении, все время иное… При этом он ощущает одиночество до такой степени, что всерьез считает себя пришельцем с другой планеты. И зрителю в какой-то степени предстоит убедиться, в его правоте. Для него встреча с главной героиней Светой – подарок небес и испытание одновременно. Она – его вдохновение, она – та, кого он ждал всю жизнь, она – его судьба.
Картина поднимает ряд вечных вопросов, начиная с «любви все возрасты покорны» и заканчивая темой судьбы и искусства. Наш герой отказывается продавать свои картины за любые деньги. Он может нарисовать что-то на заказ, но это будет всего лишь копия. Оригинал он не отдаст.Картины – это его прошлое, едва сохранившееся в памяти, но не забытое. Такое нельзя продать ни за какие деньги, но можно подарить тому, для кого эти воспоминания будут еще более важными.
На первый взгляд в фильме слишком много всевозможных счастливых случайностей и необыкновенных совпадений, так и хочется воскликнуть, что в жизни так не бывает, однако тот факт, что лента – это своеобразный байопик, заставляет замолчать.
То, что пред зрителем работа дебютанта, все-таки видно сразу. Несмотря на наличие некоторых удачных задумок и неплохих ракурсов, в целом лента наделена сериальной картинкой и не особо далеко ушла от качества ТВ-фильма. По идеи и сюжет слегка напоминает этакий хороший компактный сериал – любовные перипетии, счастливые случайности, встречи-расставанья. Исходя из этого, думаю, что больше всего лента придется по душе зрителю постарше и может оказаться любопытной нашим родителям.
К сильным сторонам фильма помимо самой истории и подбора актеров, стоит отнести и отлично подобранную музыку и тот самый колорит, который им удалось перенести на экран. Мелодии и правда подобраны вполне удачно, начиная от заглавной кубинской песни «La Paloma» и заканчивая крошечными вставочками, обрамляющими историю деревенской жизни героини. Герои ленты говорят живым русским языком, местами весьма экспрессивным. Юмор и ирония делают ее легкой, почти воздушной. Картина будто специально пытается быть (или казаться) как можно более простой и понятной. Это кино абсолютно лишенное претензий, и в то же время настолько искреннее и солнечное, что после просмотра невольно ловишь себя на мысли о том, что хочешь, чтобы подобных фильмов было больше. Сочетание простоты и трогательной доброты – это подкупает и это дорогого стоит.
Награды:
2008 г. – Специальный приз «Серебряная ладья» на КФ «Окно в Европу» (Сергей Ольденбург-Свинцов).
2008 г. – Приз Гильдии кинорежиссеров России «За многообещающий дебют в режиссуре» на XIV МФ фильмов о правах человека «Сталкер» (Сергей Ольденбург-Свинцов).
2009 г. – Приз им. А. Абдулова за лучшую мужскую роль на VII МКФ дебютных фильмов «Дух Огня» в Ханты-Мансийске (Александр Коршунов).
2009 г. – Приз за лучшую женскую роль на ХI КФ им. В.М. Шукшина в Сростках (Инга Оболдина).
Алина Ермолаева