ТЫ ПАРШИВО ВЫГЛЯДИШЬ, МАЛЬБОРО
СУМАСШЕДШЕЕ СЕРДЦЕ (CRAZY HEART)
Жанр: мелодрама, драма, музыка
2009, США, 112 мин.
Режиссер: Скотт Купер
В ролях: Джефф Бриджес, Джеймс Кин, Анна Феликс, Пол Херман, Том Бауэр, Райан Бингхэм, Бет Грант, Рик Дайал, Мэгги Джилленхол
ОЦЕНКА: 3,5
Существует одна интимная спецкатегория кинолент на «Оскар», несмотря на все предрассудки насчет Киноакадемии. Если моду на мюзиклы в начале 21-го века возродили «Чикаго» и «Мулен Руж», то видеолетописи о музыкантах, будь то выдуманных или действительных, при должном исполнении всегда воспринимались с определенной долей доверительности. «Сумасшедшее сердце» - фильм с незаметной такой, добропорядочной хитринкой. Поставленная дебютантом в мире большого кино Скоттом Купером по одноименной повести Томаса Кобба сельская кантри-лента про поющие калифорнийские потертые сапоги, тем не менее, - негласный римейк «Нежного милосердия», за мужскую роль в котором Роберт Дювалл в далеком 1983-м отхватил «Оскар». И сразу за этим следует оное опущение - скрупулезно воспроизведенная история захиревшего алко-исполнителя кантри иронично самоотсылается к бессмертному творению-прародителю сценариста Хортона Фута пасхальным яйцом с камео Дювалла внутри, ставшего также одним из продюсеров картины.
Заочно крещенное бенефисом шестидесятилетнего Джеффа Бриджеса путешествие вымышленного ковбойского менестреля Бада Блейка проходит более тесный водораздел с самой престижной кинонаградой, чем может показаться на первый взгляд: оригинальные композиции принадлежат перу композитора и продюсера Т-Боуна Бернетта (обладатель «Грэмми» и «Золотого глобуса»), являющегося автором музыки к оскароносному «Переступить черту», «Входите без стука» Вима Вендерса и «О, где же ты, брат?» Джоэла Коэна. Главный герой естественно имеет несколько реальных прототипов-ориентиров из мира кантри-музыки, мало что говорящих доморощенной публике: Waylon Jennings, Kris Kristofferson и Merle Haggard. Режиссер Купер первоначально планировал запечатлеть трактовку жизни Хаггарда, но столкнулся со сложностью получения прав на экранизацию.
Как у почти любого культового мелодиста, которым на своем веку несомненно был Бад Блейк, имя у него не настоящее - лживый псевдоним. За перманентной бутылкой «Джека Дэниелса» в руке и сигаретой в зубах, должной для матерого ковбоя, 57-летний Бад с саркастично-подходящей харизмой чрезмерно упаднического Чувака Лебовски (Бад от слова «Bad» - плохой) ведет и лживое существование - в нескончаемом состоянии опьянения от виски колесит по западу США и выступает в дешевых барах. Притом деревенское население на подразумевающемся контрасте в разрыве с городским знает его как легенду, и она в своей энергетике действительно просвечивает на сцене за вуалью ниспадшего алкоголика.
Если бы Бад Блейк как-нибудь обратился с экрана к зрителям наподобие маньяка из «Забавных игр» со словами «для того чтобы понять фильм, нужно любить музыку», никто, в общем-то, не обиделся бы. Картина идет от противоположностей, только с разной валентностью на шкалах: для кого-то фильм хороший, для кого-то плохой, а может и вовсе злой. Вот и бывшая девушка Бэтмена - Мэгги Джилленхол - музыку любит. Неуместная половая связь без пяти минут пенсионера с матерью-одиночкой - журналисткой и фанаткой, а далее музой Бада? Повторяющаяся ерундистика про обретение самого себя? Может быть. Обидно, если это все, что здесь заметно. Как ни банально, все дело в музыке.
Видно, такая уж у «Сумасшедшего сердца» судьба. Очередной триумф пусть и повторившегося Джеффа Бриджеса, наравне с солнечно-инфантильным Колином Фаррелом, самостоятельно исполняющим все песни, был снят всего за 7 млн. зеленых и предназначался сразу для выпуска на видео. Последнего актера в фильме вообще грех как мало - правильный техасский Фаррел без ирландского, зато с чувственным ковбойским акцентом - ярчайшее благолепие. Потом уже права на дистрибьюцию «Сердца» купила компания Fox Searchlight Pictures, и он был выпущен в ограниченный прокат в США. И в итоге Джефф, номинированный пятый раз, на руках с первой статуэткой - этого хотели, этого ждали, но до конца не верили.
Предсказуемое развитие событий не более чем рыбный крючок на кита согласно модной тенденции жизненных расстройств в кино в том же «Мне бы в небо», потому что «без горечи и настоящая сладость - не сладость». Как и у Клуни, кино полностью остается за главгероем, позволяя самые грубые проступки вроде истерики на глазах чада другим персонажам - Джефф Бриджес везде, в каждом кадре, даже если его не видно. Многое можно сказать, а можно еще больше. Но зачем, когда Бад исполняет свой очередной пыльный хит? Именно в эти моменты лента разительно не стесняется разговаривать с музыкой на «ты»: каллиграфическое песенное видоизменение проходит безболезненно и благодаря цепким композициям с аккордно-мажористой «The Weary Kind» Райана Бингхэма. погружает в тягучую пустынную массу атмосферы оранжевых прерий Дикого Запада и воодушевляет стать ее ренегатом как на словах, так и по течению жизни.
Пока в молодежном мультсериале «6teen» на 2x2 высмеивают жанр кантри-музыки, как что-то антипопсово-устаревшее и безвкусное, нашей публике оценить фильм будет еще труднее, хотя он по-техасски аутентичен и без всяких балладно-инструментальных прибамбасов. Разрыв миров. Что взять? Как самый простой и близкий пример - радиостанция K-Rose из видеоигры «GTA: San Andreas». Если вы ее включали и кивали в такт мелодиям - милости просим, ежели нет - посторонним вход воспрещен.
«
Чем старее бык, тем крепче у него рог».
Стас Селицкий
ЕСТЬ МНЕНИЕ...
Это не стандартный фильм о музыке и жизни с прекрасной режиссурой Скотта Купера, операторской работой, музыкой и великолепной актерской игрой. Среди огромного количества многомиллионных блокбастеров, за спецэффектами которых актеров просто не видно (хотя, я не против высокобюджетного развлекательного жанра, а даже очень люблю его), так вот, среди всего этого, «Сумасшедшее сердце» стало просто настоящим подарком для сердца, соскучившегося по искренности и любви.
Екатерина Пчелкина