Все никак не проходящая волна неонуары и выносящая каждый год их на берег по нескольку штук, в этом году подарила нам
"Убийцу внутри меня" английского режиссера Майкла Уинтерботтома. Впрочем, по поводу «подарила», есть разные мнения.… Хотя мне тут сложно понять реакцию критиков в Санденсе, устроивших бурю возмущений, как если бы слабонервным интеллигентам показали бы детский мультик с членом, вмонтированным туда Тайлером Дерденом.
На самом то, деле в «Убийце», все вполне невинно и обыденно, как это бывает в нуарах. Одноэтажная Америка, маленький городок, 50-е, край суровых мужчин - Техас.… Где, несмотря на то, что все обращаются друг другу исключительно старомодными «да, мэм», если ты не носишь шляпу, ковбойские сапоги и не плюешь сквозь зубы, то ты и не мужик вовсе. Главный герой Лу шляпу, конечно же, одевает, но при этом никуда не плюется, а выглядит и ведет себя исключительно по-джентельменски и даже пистолета с собой не носит. Не к чему он ему мол – городок то мирный. И вот даже без пистолета, Лу, сын доктора, работает помощником шерифа и сам в скором будущем надеется стать шерифом. Он не противен внешне, даже скорее приятен, всегда в выглаженных рубашках, играет на пианино, встречается с хорошей девушкой (Хадсон), дружит с сыном влиятельного магната, начальство и коллеги любят его как родного - словом жизнь удалась. Но по иронии судьбы он вдобавок однофамилец Роберта Форда из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джейси Джеймса», играет его тот, же самый Кейси Аффлек с нехорошим взглядом, амимичным лицом и бормотанием под нос, а проектом в свое время занимался Эндрю Доминик, режиссер «Джеймса». Поэтому для нас станет большой неожиданностью то, что БДСМ-роман главного героя с девушкой нехорошей (Альба), начавшись с порки (к удовольствию обоих сторон), закончится вовсе не чем-то чистым и светлым, а чем-то другим - к неудовольствию, по крайней мере, одной из сторон, это точно. Благо, что главный спойлер, как и в случае с «Джеймсом» практически вынесен в название.
Вот с того момента, как кукольное лицо Альбы превращается в кровавое месиво, становится понятно недовольство части аудитории фильмом Уинтерботтома (заметим в скобках, что именно «после», а не во время, как кричали в Санденсе некоторые, видимо из числа верных фанатов девушки Джессики). Дело в том, что «Убийца внутри меня» фильм вовсе не о поисках убийцы – мы просто постоянно оказываемся с убийцей рядом, то за спиной, то плечом к плечу и на это действительно не слишком приятное ощущение. Нам не дается ни малейшей возможности посочувствовать Лу Форду, ни ужаснутся его дьявольской изощренности и монструозности – психо у Уинтерботтома слишком обыденный и, пожалуй, не такой уж и умный. Любителям психоанализа тоже поживиться будет не чем, хотя там и идет речь о перверсиях, а на книжной полке нашего героя Библия соседствует с Фрейдом. Но это все без милых публике мотивов «трудное детство, деревянные игрушки, прибитые к полу, регрессивная роль воспитания»… Более того - он даже угрызениями совести по Достоевскому не терзается. Взирает себе на маленькие домики и унылые пейзажи равнодушно и бесчувственно, слегка оживляется при убийствах, суетиться, потом снова оцепеневает, как таракан и от наблюдений за всем этим делается слегка не по себе.… В мысли о том, что приличные на вид парни с галстуками, крошат окружающих просто так и совершенно не парятся по этому поводу, есть что-то страшное и отторгающее. Сплошная пустота, которая затягивает главного героя и все малейшие события способные, прервать тягостную моторику бытия, забиваются кулачными ударами. Люди заколачивают сами себя, закрываются в маленьких домиках, но зло уже внутри и оно совсем не интересно в своей банальности.
И смотреть фильм «Убийца внутри меня» тоже может статься, не всем интересно, если, конечно не присутствует интерес к энтомологии, как у Майкла Уинтерботтома, два часа, тщательно препарировавшего свое насекомое и нарисовавшего его портрет довольно точно. Хотя, я забыла - фильм стоит просмотра хотя бы из-за наличия в нем Кейси Аффлека, одного из самых многообещающих актеров своего поколения, сыгравшего того самого, в белой рубашке и галстуке, который говорил только «Да, мэм»…