Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Ганнибал (Hannibal), 2001
Автор: Константин БольшаковДата: 02.12.2011 13:21
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ПАТОЛОГИЯ ДУШИ

ГАННИБАЛ (HANNIBAL)
2001, США, 131 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Энтони Хопкинс, Джулианна Мур, Гари Олдман, Рэй Лиотта

«Ганнибал» стал первой картиной-сиквелом снятой Ридли Скоттом. До истории о гениальном маньяке режиссер всячески избегал принимать участия в продолжениях. Как уверяет сам Скотт дело тут не в том, что продолжения достаточно часто получаются хуже и бледнее своих первородных братьев. «Все дело в исходном материале и людях, работающих над фильмом», - замечает он. Именно выверенное сочетание этих факторов и сделали режиссерское кресло для Скотта столь желанным. Для него это был шанс рассказать новую главу о взаимоотношениях Ганнибала Лектора и Клариссы Старлинг, ту историю, что он смог пережить в книгах Томаса Харриса. А для продюсера Дино де Лаурентиса, - единственный способ разрешить довольно напряженную ситуацию, сложившуюся возле сьемок.

Лента «Молчание ягнят», взяла пять «Оскаров», и в одночасье сделала Томаса Харриса популярным писателем. Читатели требовали продолжения истории, Дино и Марта де Лаурентисы – нового сценария. Каждые шесть месяцев продюсеры делали контрольный звонок писателю, чтобы справиться о новом романе. Определенно, подобное положение дел крайне раздражало Харриса. В результате «Ганнибал» (рабочее название книги было «Патология души»), получился своего рода пощечиной общественному вкусу. Достаточно заметить, что в концовке книги главные герои селятся вместе в уютном домике, где придаются тихим радостям будничного каннибализма. Первая реакция последовала от Джонатана Демми. Режиссер «Молчания» отказался принимать участие в сьемке «этого безобразия». Ему вторила Джоди Фостер, назвавшая Харриса садистом и извращенцем. Впрочем, сам де Лаурентис, прокомментировал уход Фостер весьма резкими словами о нечеловеческой жадности актрисы. И только Энтони Хопкинс хранил молчание, ожидая подходящего сценария. В такой напряженной атмосфере проект переходит в руки Ридли Скотта. Он приглашает на главную женскую роль Джуллиану Мур и полностью переписывает фиал сценакрия, дав тем самым зеленый свет новой истории, такой непохожей на «Молчание ягнят».

Действие «Ганнибала» разворачивается спустя десять лет после громкого побега одного из самых опасных маньяков. За это время Кларисса из стажерки, обуреваемой подростковыми комплексами и страхами, превращается в холодного исполнительного ветерана ФБР. Доктор Лектор скучает во Флоренции, время от времени вспоминая свое темное прошлое. Идиллию нарушает провал операции по задержке наркокартеля, в результате которого агента Старлинг переводят на бумажную работу. Именно в этот момент на сцене появляется новое действующее лицо Мейсон Вергер, старый знакомый Ганнибала, чью жизнь в искалеченном теле поддерживает лишь одно – желание жуткой мести своему «приятелю». Статус и деньги позволяют ему объявить королевскую награду за гениального каннибала. Охота на охотника начата.

Психоанализ отступает на задний план. Камерный детектив с решениями и отгадками запертыми внутри одной души, точно известный преступник в стеклянной клетке, уходит в прошлое. Ридли Скотт представляет нашему вниманию сложную шахматную партию с очень странными правилами. Здесь три короля и каждый из них пешка в чужой игре. Что окажется сильнее: безукоризненная логика, игра на человеческих инстинктах, благородные чувства, жажда мести? Люди низведены до состояния фигур, пустых и расчетливых. А потому невольное проявление чувств, когда федеральный агент пытается отмыть ребенка от крови ВИЧ-инфицированной матери, вызывает рефлекторный поток слез. Противореча здравому смыслу, подобные эпизоды обнажают почти омертвевшие души, давая ясно понять, что частичка чего-то человеческого еще теплится в них.

При всех стараниях Олдмана, Мур и Лиотты главной звездой «Ганнибала» становится Энтони Хоппкинс. Выпущенный автором на свободу доктор Лектор предстает перед нами во всей красе. Он умен, образован, интеллигентен, изящен. Он являет собой абсолютное зло, при этом обладая неизменной притягательностью героев Стокера и Шелли. Но в отличии от последних он лишен малейшего налета мистики. Его поступки реальны, его действия, это действия почти обычного человека. Именно эта обыденность и делает его по настоящему страшным. Настоящий хладнокровный маньяк не носит разноцветные костюмы и маски. Он сидит в каждом из нас, и его сила зависит лишь от нашего самоконтроля. Ганнибал плетет свой причудливый узор причинно-следственных связей, не всегда очевидных, поначалу не понятных, но всегда опасных. Не пытайтесь влезть ему в голову, ибо он захочет ответить тем же. И поверьте, мозги готовить он умеет великолепно.

Герои и злодеи устали. Скотт и Харрис ставят уверенную точку во взаимоотношениях Клариссы и Ганнибала. Каждый из персонажей, как впрочем, и каждый из авторов, сделал свой выбор. Дальше писатель пойдет путем вочеловечения своего маньяка, добавляя в его биографию новых мрачных красок. Но финал останется неизменным. Здесь и сейчас пути расходятся оставляя еще большую пустоту в том месте где должна быть душа. Они поняли друг друга, и от этого одиночество каждого разрастается до пределов мира. Усталость, измождение и странная радость от того, что все это сумасшествие, наконец, кончилось.

Константин Большаков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 548 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio