ЛЕГЕНДА №17
2013, Россия, 134 мин.
Жанр: спорт, дрмама, биография
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Владимир Меньшов, Роман Мадянов
Сразу же после просмотра свежего отечественного блокбастера, хочется задать самому себе закономерный вопрос - "А что может быть хуже?". Притом, не иронизируя с самим собой, а думая над этим совершенно серьезно, ведь одно дело предпосылки, совсем другое - знакомство с итоговым результатом. Фильм посвящен знаменитому хоккеисту Валерию Харламову и рассказывает о его личной победе до и вовремя первого матча Суперсерии СССР-Канада в 1972 году. Одним из генеральных продюсеров картины является Михалков (а там, где Никита, всегда жди беды), а поставил ее ни кто иной, как режиссер "Волкодава" (!). Ожидать от такого тандема можно было чего угодно, и в последнюю очередь того, что в итоге выплеснулось на экраны мультплексов.
Еще больше должны были раздражать отзывы (и это таки раздражало!), в которых преобладали словосочетания «лучший российский фильм года», «фильм – сенсация», или даже «международный уровень». Впору было сразу ставить на проекте крест, но главное, и вправду есть из-за чего. В два часа, как ни крути, впихнули слишком много событий, сюжет сыпется уже спустя первые тридцать минут. Вдобавок лента перегружена идеологией пополам с прямо-таки необходимым в таком случае мелодраматизмом (в кино ведь мальчики ходят с девочками), да что там - главную роль отдали не абы кому, а Даниле Козловскому, актеру, деревяннее которого днем с огнем не сыщешь. Продолжать в том же духе можно довольно долго, по итогу не оставив от «истинного возвращения российского мейнстрима» (хотя было ли откуда возвращаться?) и камня на камне, и кому-то такой подход покажется совершенно справедливым, наиболее логичным в данной ситуации. Но не лично для меня, и точно не сейчас.
Во-первых, сам не замечаешь, как скепсис, постоянный спутник вдумчивого зрителя на сеансах подобного рода кино, не молниеносно, но вполне оперативно ретируется, а следом за ним незаметно и коварно, словно сон в летнюю ночь, подкрадывается если не эйфория, то внутреннее «Вау!» уж точно. Во-вторых, как ни крути, а лента получилась парадоксально настолько же умной, насколько и тупой, причем последнее вроде как вообще не смущает до предела напряженного зрителя, то и дело вцепляющегося в подлокотники. Мне довелось смотреть последний финал чемпионата мира по футболу (не всем ведь предпочтителен хоккей) на большом экране, к слову, не какую-нибудь запись, а самую настоящую трансляцию. Хотя интриги, чего греха таить, как не было там, так нет и здесь. Гораздо важнее следить за происходящим, вздрагивать от криков «Гол!» каждый раз и ощущать себя единым целым с аудиторией, безоговорочно верящей людям, стремящимся завладеть мячом, или шайбой (последнее совершенно не играет роли). И не важно, кто собственно эти люди: профессиональные спортсмены, некоторые из которых будут по артистичнее Безрукова в унылом «Матче», или большие таланты, этих спортсменов изображающие. А в «Легенде №17» только один такой (Меньшиков тут уделывает всех, и Меньшов не исключение), и тот играет сурового тренера Тарасова, спасающего мучительно лишние эпизоды одним своим присутствием.
Не может не броситься в глаза и тот факт, что Лебедев снял того еще «Вышибалу». И одновременно антитезу к нему. Если кто забыл, это отличный во всех смыслах американский фильм, где треклятая духоподьемность (внимание!) стоит на последнем месте, на первом - легко уловимая попытка (и не безуспешная) превратить спортивную драму о целеустремленном спортсмене в анекдот, и, делая это так виртуозно, что некоторые и впрямь поверили, что перед ними – «Роки» на льду. Ну да, там был тафгай, еле державшийся на коньках и не забивший не единой шайбы за всю свою карьеру, а у нас игрок, которого теперь принято нескромно величать легендой. Хотя слово Легенда в названии имеет свое особое предназначение, снимающее с этого потрясающего набора клише почти все обвинения. Все происходящее, при всем его внешнем техническом совершенстве, удачной ретро-эстетикой, не что иное, как фантастика, биографический экскурс на вкус авторов сценария, торчащие из которого белые нитки не увидит разве что слепой. Мало нам того, что переносимые из документальной хроники в кинематографическую реальность события и без того являются чудом, создатели смешали сюда, казалось бы, никак не гармонирующие друг с другом элементы, превращая энергичное действие в балладу о, простите за каламбур, возрождении этой самой легенды. Во время которой руки послушно сжимаются в кулаки, сердце колотится с сумасшедшей скоростью, а за личной парадигмой № 17 наблюдаешь с искренним интересом. А это уже действительно впечатляющая победа!
Александр Гофман