СТРАННАЯ ЛУНА, ОСВЕЩАЕТ СТРАННЫЙ МИР...
НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК (SYNECDOHE, NEW YORK)
Жанр: комедия, драма
2008, США, 124 мин.
Режиссер: Чарли Кауфман
В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Кэтрин Кинер, Мишель Уильяме, Саманта Мортон,
Дженнифер Джейсон Ли, Эмили Уотсон, Джон Ротмен, Дайэнн Уист.
ОЦЕНКА: 4
Странное кино. По экрану медленно проползли финальные титры, а ты продолжаешь молча сидеть, не зная, что сказать, что сделать, что думать. Кто-то рядом спит, отправившись в царство Морфея уже во время первой половины фильма. Кто-то, тяжело вздыхая в течение всего просмотра, тут же сорвался с места, чтобы побыстрее покинуть кинозал и забыть увиденное. А ты все сидишь, и в голове медленно летают обрывки фраз, мысли, идеи. Только сформулировать, придать им какую-то форму, достаточно сложно, почти невозможно. Разве может иметь форму одиночество или любовь? Игра или смерть?
Чарли Кауфман всегда умел удивлять. Фильмы, снятые по его сценариям отличались необычностью, оригинальностью, а порой и некой абсурдностью. «Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума» или «Адаптация» -кто-то назовет их шедеврами, а кто-то презрительно усмехнется. И фильм, снятый по сценарию Кауфмана самим Кауфманом -это нечто абсурдное в квадрате. А все необычное, как известно, либо становится культовым, либо вызывает бурную критику. Есть еще и третий вариант - безмолвное непонимание. К сожалению, вполне возможно, что именно такая судьба будет ожидать этот фильм.
Представляешь, сколько людей! И никто не лишний...
Из всех миллиардов историй нам предстоит познакомиться с одной. Историей Кэйдена. Каждый день герой фильма открывает в себе новую болезнь, словно только таким образом он еще способен сказать миру, что существует. Именно - существует. Режиссер, пропадающий целый день на работе, не обращающий внимания на жену-художницу и маленькую дочь, он теряет вкус к жизни, теряет связь с миром, теряет все, и даже ощущая серьезность потерь, отказывается понимать происходящее и тем более что-то с этим делать. Типичный кризис среднего возраста, когда жизнь медленно проходит мимо, а ты стоишь на станции, гадая, стоит ли прыгнуть в вагон или лучше посидеть на скамье в зале ожидания.
Представьте себе, что уже далеко не молоды, заняты своим любимым делом, и не замечаете, как домашние отдаляются от вас и, в конце концов, становятся так далеки, что уезжают, позволяя вам оставаться наедине с собственными мыслями. Проходит год, а вы этого даже не почувствовали, словно пролетели две недели. Вы все собираетесь сделать нечто, великое дело вашей жизни. Поставить спектакль, снять фильм, что-то гениальное. А может просто стоит остановиться - и стать режиссером собственной жизни?
Жена, рисующая картины, которые можно увидеть лишь через увеличительное стекло, неудавшаяся любовница, живущая в постоянно горящем доме - царство абсурда, одним словом, такое реальное, такое обычное. Жизнь любого человека, по сути, ничто иное, как затянувшийся спектакль, в котором каждому отведена своя роль. И грустно бывает, когда перед занавесом приходит осознание того, что пьеса оказалась никудышная, да и актеры совсем не справились. Примерно это и ощущает Кэйден, и тут его светлую голову посещает гениальная мысль - снять историю своей жизни, взглянуть на себя со стороны. Но что будет, если нанятый актер тоже решит снять ту же самую историю, пригласив на роль себя, играющего Кэйдена, еще одного актера. Абсурд - скажете вы. И будете правы. История замкнется сама на себе. Границы маленького театра Кейдэна на протяжении всей ленты будут раздвигаться, пока местом действия не станет самая главная сцена - Нью-Йорк.
Актерский ансамбль впечатляет своей сыгранностью и точным попаданием в образы. Филип Сеймур Хоффман в роли Кэйдена, оказавшийся в центре цветника из самых талантливых актрис современности, не пытающихся блистать лишь в голливудских блокбастерах и слащавых мелодраматических однодневках. Мишель Уильяме, Саманта Мортон, Дженнифер Джейсон Ли, Эмили Уотсон — каждая из них будет входить в жизнь героя, но в итоге так и не сможет стать ее частью. Разные женщины, разные характеры, взгляды, отношения - одна история. Одна из шести миллиардов.
Дымка меланхолии, какой-то обреченности и тоски аккуратно окутывает все действие. Заявленное в графе «жанр» слово «комедия» для многих оправдает себя едва ли. Это не комедия в общепринятом понимании слова. Это абсурд, гротеск, весь фильм - одна большая метафора. Или - синекдоха.
Синекдоха. Нью-Йорк
Российские прокатчики очевидно сознательно переименовали оригинальное название «Синекдоха, Нью-Йорк» в простое «Нью-Йорк, Нью-Йорк», одновременно вызывающее ряд ассоциаций с бродвейским мьюзиклом и еще одной премьерой этого сезона «Нью-Йорк, я люблю тебя». Возможно, они просто вычислили примерный процент потенциального зрителя, которому известно страшное слово «синекдоха», и поняли, что этот процент практически равен нулю, хотя со значением указанного понятия знакомят уже в старших классах школы, на уроках литературы - если с преподавателем повезло. И что самое главное, название-то в данном случае вполне оправдано и несет в себе особую смысловую нагрузку, которая в переводе теряется полностью.
Для справки: синекдоха - это такой стилистический оборот, при котором происходит употребление общего вместо частного, целого вместо части, большего вместо меньшего. Попробовать связать название с сюжетом -дело не из легких. Но это только на первый взгляд. По сути, оно подходит фильму идеально, только осознание этого приходит лишь на последних минутах, а то и намного позже. Говоря словами, взятыми из самого фильма - «название много значит».
Конец встроен в начало. И ничего не поделать
Где-то на 105 минуте дается характеристика героя, жестко, прямолинейно, правдиво. Да, будет звучать дидактика, да, некоторые интересные мысли высказываются прямо в лоб, правда иносказательности и некой завуалированности в фильме и так предостаточно, так что можно и потерпеть финальную речь о том, как следует жить, а как - не стоит. Банальные вроде бы слова -за 2000 лет ничего нового не придумали, но вот форма подачи, манера преподнесения материала делает почти невозможное - интригует, удивляет и неожиданно весь происходящий на экране абсурд начинает представляться таким реальным, таким настоящим, кино становится частью жизни, а съемочная площадка - твоим домом. Или наоборот. Впрочем, это уже не важно, Кэйден наконец-то все понял, его история подошла к концу, а зритель продолжает сидеть в пустом темном зале. Быть может, он ждет, что экран не погаснет, стены кинотеатра обретут прозрачность, а кино станет жизнью? Банально, абсурдно, но что поделать - это всего лишь мечты одного из нескольких миллиардов человек на земле, который понял внезапно, что пришло его время.
«Просто веди машину - это твое время. Сейчас ты здесь - 7:43, сейчас ты здесь - 7:44...»
Алина Ермолаева
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Первый час смотрелся с каким-никаким интересом. Дальше, углубляясь в развитие сюжета, я потерял вообще суть происходящего и смотрел как великолепный Хоффман стареет и любит уже с полузакрытыми глазами. Окружающие его девушки, конечно, красивы и не теряют этой красоты даже в старческом гриме, но даже они не спасают повествование от чрезмерной затя-нутости. И что получается? История о человеке, который был. А потом его не стало. Точно так же с этой работой - посмотрел, и она начинает стираться из головы.
Юрий Береза