БЕСЦЕННЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ
НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ИСТОРИИ (NEW YORK STORIES)
Жанр: драма
1989, США, 124 мин.
Режиссеры: Вуди Аллен, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе
В ролях: Вуди Аллен, Марвин Чэтиновер, Мэй Куэстел, Миа Фэрроу, Молли Риган, Айра Уилер, Джоан Бад, Джесси Кеосиан
Три режиссера собрались, чтобы поставить три эпизода с их общей величайшей звездой в главной роли. И имя ей – Нью-Йорк. Нью-Йорк может быть очень разным. Он и есть разный. От трущобных закоулков и подворотен до шикарных отелей и пронзающих облака небоскребов. И для каждого обитателя он будет особенным. А уж если изначально выбрать кардинально отличающихся героев и задать такие условия, что они покажутся разными измерениями…
Общепризнанный певец города Нью-Йорк, Вуди Аллен, как и положено для того периода своего творчества снял сам себя, сыграл сам себя и рассказал о собственных страхах и переживаниях. Формат неполного метра пошел маэстро только на пользу – концентрация действа зашкаливает, пусть концовка и обильно смазана мылом. Перегоревший на Филиппинских островах Коппола рассказал милую сказочку о богатеньких детишках. Достаточно атмосферную, чтобы зритель не переключил канал, но совершенно пустую. Герои Скорсезе сложнее и интереснее.
Ведущий богемный образ жизни художник Лайонел Доби и его ассистентка-любовница Полетт. Лайонел из тех творцов, полотна которых понимают немногие, но преклоняются перед автором все. Все общество. Это мода, это искусство, это стоит больших денег. Незамутненный интеллигентным обществом разум вряд ли сочтет картины Доби выдающимися, но кино не про то. Зрителям нужно принять тот факт, что художник – гений. А значит бунтарь и псих, которому нужно позволить все.
Подавляющую часть картины Лайонел будет бегать за Полетт, ежеминутно повторяя, что любит ее. Он готов на все, лишь бы она была рядом. Даже если между ними будут лишь платонические отношения. Без нее он умрет, покончит с бессмысленной жизнью. Так он говорит. И возможно сам верит в это. Но если приглядеться, становится очевидно, что это ложь. Полетт – его муза. Не меньше, но и не больше.
То, что сама девушка не любит художника, лежит на поверхности, она открыто об этом заявляет. Хотя, возможно, когда-то было чувство. Но опять же, не любовь. А все то же преклонение. Помноженное на особое обаяние. Сложенное с собственными чаяниями. Она сама мечтала прославиться на поприще холстов и кистей. Муза пыталась использовать своего хозяина, но не преуспела. Хотя на первый взгляд ее мазня мало чем отличалась от того, что выходит из-под взмахов рук мастера. Но уклончивые ответы Лайонела на прямые вопросы сказали, что творчество Полетт никому не нужно.
Со стороны кажется, что наш герой уязвим и зависим, он следует за девушкой по всему городу и пытается исполнить все ее капризы. Но он не идет ради нее ни на какие жертвы. Даже на самые мелкие и бытовые. А значит, о настоящем чувстве и говорить не приходится. Мечтательная провинциалка в большом городе. Сломленная, она покинет Нью-Йорк, освобождая место для такой же наивной девицы. И цикл повторится. Бесценные уроки жизни необходимы всем.
На самом деле нет никакого Лайонела или Полетт. Это пример взаимоотношений, типичных для Города. Обычное дело, обычная история. Но прекрасно разыгранная. Главный вклад Скорсезе, помимо заранее избранного места действия, в выборе действующих лиц. Ник Нолти и Розана Аркетт. Сложно вспомнить проекты, в которых они бы играли также одухотворенно. Изначально можно поставить удачность выбора под сомнение. Нолти – гениальный художник?! Аркетт – муза?! Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть. Воплощения отличны. Живые персонажи, которым по желанию можно сопереживать. В тонкостях их отношений хочется копаться и разбираться. Улавливать нюансы и предугадывать развитие. А это верный признак достоверности.
Ну а главная звезда? Нью-Йорк…о нем лучше расскажет тот, кто любит.
Ренат Гарипов