В середине топ-5 любимых режиссеров редакции "25-го кадра" разместился Дэвид Финчер. О его лучших (и не только) фильмах - далее...
5 место: "ИГРА" (1997)
Богатым тоже бывает скучно: у Николаса Ван Ортона шикарный особняк и миллионы на счету, но он больше привык зарабатывать, чем тратить, и даже очередной день рождения встречает с бутылкой вина, гамбургером и телевизором. Чтобы почувствовать себя живым, он обращается в зловещего толка досуговую компанию, проводящую таинственные игры, - и очень скоро жалеет об этом.
История о повзрослевшем яппи в поисках острых ощущений считается эталоном остросюжетного триллера про жертву и охотника – в первую очередь благодаря мастерской выделке сценария и сильной интриге, развивающейся на таких скоростях, что даже и некогда перевести дыхание и задуматься над бестолковостью происходящего. Традиционная для Финчера 90-х безумная концовка мало того, что насквозь прошибает неподготовленного зрителя, так еще и заметно углубляет фильм, наполняя его какой-то правильной житейской мудростью, и, по сути, ловко трансформируя его жанр.
• Джонатан Мостоу («Терминатор 3»), исполнительный продюсер фильма, в начале производства рассматривался в качестве режиссера; а на главные роли претендовали Кайл Маклахлен («Твин Пикс») и Бриджит Фонда.
• В одном из интервью Финчер называет три основных произведения, которые помогли сформировать образ главного героя и стиль фильма вообще; это «Рождественская песнь» Диккенса, остросюжетный американский сериал 70-х «Миссия невыполнима» и фильм «Афера» 1973 г. с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом.
• Финчер замораживал работу над фильмом, чтобы снять «Семь», поскольку к тому проекту уже был привлечен Брэд Питт. Коммерческий успех «Семи» позволил расширить бюджет «Игры» и пригласить на главную роль Майкла Дугласа.
Ему 26 лет, его состояние описывается числом с девятью нулями, он подружил 500 миллионов людей со всего света. И его зовут не Иисус. О том, как же так получилось, и чего в Цукерберге больше – гения или злодейства – сочинил книжку пронырливый документалист Бен Мезрич. Книжка вскоре превратилась в сценарий Аарона Соркина, сценарий – в новейший фильм Дэвида Финчера.
Детали реальной истории успеха Марка Цукерберга не слишком известны публике – то ли из-за неразговорчивости 26-летнего миллиардера (это, конечно, круче пятнадцатилетнего капитана), то ли просто потому, что там нечего рассказывать. Компьютеры, программинг, пиво, расслабон… и вдруг деньги, деньги, деньги, деньги и немного судебных разбирательств. Поэтому «Социальная сеть» - не то чтобы строгий байопик, а в лучшем случае романтическая версия событий; с предательствами друзей, неудавшейся любовью и утешительной моралью про то, что есть вещи, которые нельзя купить. Впрочем, снят фильм по-староголливудски породисто, умно, значительно, так что в этой, в общем-то, желтовастенькой судебной мелодраме Мезрича-Соркина вдруг обнаруживаются занятные внутренние смыслы и даже чуть-чуть нащупывается биение эпохи.
• Гарвардский университет вот уже сорок лет не разрешает проводить киносъемки на своей территории, так что кадры с Цукербергом на фоне гарвардского кампуса снимались с различными ухищрениями: маленькой группой людей, в сумерках и под прикрытием передвижной сцены уличного фокусника.
• Сам Цукерберг так отозвался о фильме: «Это ведь кино, и интересное кино. Но уж поверьте, в моей жизни все далеко не столь драматично. Последние шесть лет я все время работаю и много-много программирую; хотя, может, мне бы и хотелось вспоминать эти годы по вечеринкам и всем этим безумным разборкам».
• Среди любимых фильмов Марка Цукерберга, согласно его страничке на Фейсбуке – «Крестный отец», «Звездные войны», «Железный человек», «Гладиатор» и пиксаровские мультики.
3 место: "ЗОДИАК" (2007)
Среди многочисленных маньяков двадцатого века калифорнийский убийца по прозвищу Зодиак не был самым жестоким, но лучше других освоил массовый пиар: его язвительные письма в полицию печатали на первых полосах, его авторские иероглифы разгадывало полстраны; и в самый разгар его мрачной карьеры по кинотеатрам даже успел пройти второсортный детектив «Убийца Зодиак». И главное – его личность так и осталась неустановленной, что породило множество частных версий и независимых расследований, самое серьезное из которых – книгу Роберта Грейсмита – экранизировал Дэвид Финчер.
Пожалуй, самый недооцененный фильм Финчера: от него ждали повторения «Семи», а он взял и подошел к схожей вроде бы истории о поимке маньяка совсем с другой стороны, резко убавив саспенса и уйдя с территории чистого триллера (и, конечно, оставив зрителя без сладкого в виде однозначной развязки). «Зодиак» – мультижанровое, насыщенное кино; это в какой-то мере и нонфикшн-документалка вроде тех, что идут на Discovery, и аккуратнейший срез времени, и анекдот про общественную моду, и история энтузиаста, который просто любит головоломки и потому тратит на поиски ответа чуть ли не десять лет жизни; в общем, самое интересное здесь начинается, когда убийства заканчиваются (примерно как в корейских «Воспоминаниях об убийстве»).
• «Зодиак» - не просто экранизация книги Грейсмита; команда Финчера провела по сути собственное расследование, изучив тонны документов и пообщавшись с очевидцами, жертвами и теми, кто занимался делом Зодиака (а также с родственниками Артура Ли Аллена, главного подозреваемого).
• Незадолго до съемок «Зодиака» Финчер претендовал на режиссерское кресло в другом фильме о нашумевшем нераскрытом убийстве – «Черной орхидее», которую в результате снял Брайан Де Пальма.
• Сюжет культового «Грязного Гарри» (1971) Дона Сигела, с Клинтом Иствудом в главной роли, во многом вдохновлен историей Зодиака: маньяк в фильме носит прозвище «Скорпион». В «Зодиаке» Финчера во время убийств в кинотеатрах идет как раз «Грязный Гарри».
2 место: "СЕМЬ" (1995)
За долгие годы службы в полиции Уильям Сомерсет узнал истинное лицо большого города (улицы – продолжение сточных канав, а канавы, да, заполнены кровью), и даже считал, что привык к его жутким гримасам, - пока не получил, аккурат перед пенсией, зловещее дело убийцы, карающего род человеческий за смертные грехи. Вместе с молодым напарником Сомерсету еще предстоит понять эпический замысел маньяка – и попытаться расстроить его.
«Семь» - это высшая точка развития маниак-триллера в его классической форме, жанровый эверест, перепрыгнуть который вряд ли возможно; учебник для сценаристов, показывающий, как разогревать зрителя, как стрелять по нему изо всех ружей и как сжигать его катарсисом. Это картинка, пропитанная осенней моросью и смертельным дыханием, это точно найденная химия взаимоотношений двух детективов; это два часа нефильтрованного саспенса, и одна из самых легендарных концовок в истории популярного кино.
• По словам Финчера, именно на съемках «Семи» он впервые всерьез осознал, чего можно добиться при помощи камеры, что такое кино и чем оно может быть.
• Продюсеры New Line Cinema сперва отрицательно восприняли мрачное настроение фильма и его шок-концовку, однако Финчер, Питт и Фримен сумели защитить сценарий Эндрю Кевина Уокера. Тем не менее, Уокер написал и пару альтернативных развязок.
• В 2006 году издательство Zenescope Entertainment выпустило мини-серию комиксов, дополняющих сюжет фильма. Серия состоит из семи выпусков, в каждом из которых подробно раскрывается история очередной жертвы маньяка; кроме того, все выпуски включают отрывки из его дневников.
1 место: "БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ" (1999)
Когда-то он зачитывался порнографией, теперь – каталогами IKEA. У него умеренно скучная работа в страховом департаменте автомобильной компании, неплохо обставленная квартирка и бессонница. Чтобы получить немного искренних чувств, он еженедельно притворяется больным раком яичек – среди тех, у кого он действительно есть. Мы так и не узнаем его имени, просто потому что можно подставить любое: мое, твое, без разницы. Но однажды в командировке он знакомится с неким Тайлером Дерденом, который покажет ему, что альтернатива есть.
А знаете, какое самое нарушаемое правило на свете? Первое правило бойцовского клуба. И второе тоже. Есть что-то парадоксальное в том, что гимн воинствующего нонконформизма стал одним из самых популярных фильмов на рубеже веков, то есть по сути вошел в самый центр мейнстрима. Но главное, пожалуй, в другом. «Бойцовский клуб» - это история человека, позабывшего свое имя среди чужих имен и наименований, потерявшего себя где-то в толпе в очередном аэропорте; человека без желаний и чувств – но с потребностями; человека из воображения рекламщика, продумывающего целевую аудиторию чего угодно. Человека на излете двадцатого века. О нем практически одновременно написали Паланик, Брет Истон Эллис, Уэльбек и Бегбедер; а вот на пленке его первым запечатлел Финчер. Да так, что лучше уже и не снимешь: ярко, хлестко, увлекательно и не слишком серьезно.
• «XX Век Фокс» купил права на экранизацию «Бойцовского клуба» еще до его публикации в 1996 году. Готовый сценарий был предложен четырем перспективным режиссерам – Питеру Джексону, Дэнни Бойлу, Брайану Сингеру и Дэвиду Финчеру. Приоритет отдавался Джексону, но он уже работал над другим проектом; Сингер не прочитал сценарий, а Бойл не договорился с продюсером.
• Для Финчера основной мотив «Бойцовского клуба» - взросление, поиски себя и попытки подстроиться под требования окружающего мира, своеобразный кризис самосознания, наступающий в 30 лет; и безымянный герой выступает типичным представителем своего поколения. В этом смысле Финчер сравнивает свой фильм с «Выпускником» (1967) с Дастином Хоффманом, и «Бунтовщиком без причины» (1955) с Джеймсом Дином.
• Нортон и Питт договорились, что по ходу съемок первый постепенно будет худеть, а второй – набирать мышечную массу, что подчеркнет основную сюжетную коллизию фильма. Нортон называет «Бойцовский клуб» исследованием чувства недоумения и беспомощности современного человека перед навязанной рекламой системой ценностей; а по словам Питта, фильм иллюстрирует стремление разрушить стены, которые человек сам же и строит вокруг себя, и ту боль, что он испытывает при этом.
Также рекомендуем: "Комната страха" (2002)
Неоднозначный дебют: "Чужой 3" (1992)
Самый нефинчер: "Загадочная история Бенджамина Баттона" (2008)
Георгий Ковалев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
|
Комментарии:
1. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 14:42 |
Вот лучше бы нефинчера вместо "Зодиака" поставили) |
3. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 16:00 |
Я не спорю, что препродакшен у "Зодиака" был просто монументальным, но куда выше-то? Выше только культовые "Семь" и "БК". Не тот уровень, совсем не тот. |
4. | koblenza | | 02.12.2010 16:33 |
кто на первом месте-то? кэмерон?! |
5. | koblenza | | 02.12.2010 16:44 |
кто вответе за этот рандомный выбор?!
обусловили б хоть, что топ лучших режиссеров современности, и то, попсовых, потому что есть и гондри, и келли.
но тогда не понятно, мягко выражаясь, каким боком на третьем месте (!), лол, кубрик, это, пгастите, нюбство. >_< |
6. | koblenza | | 02.12.2010 16:46 |
ды на четвертом же!
ну ваще `( |
7. | Владимир Борисов | | 02.12.2010 17:47 |
Поддерживаю Игоря, насчет замены "Зодиака". Сам хотел это написать, но не успел.. |
8. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 17:55 |
Менять, разуммется, ничего не будем. Слово - не воробей, вылетит - таких поймаешь!..
Кажется, мы писали в самом начале, что топ режиссеров не имеет никакого отношения к попсе или величайшим мэтрам современности. Это список режиссеров, которых, скажем так, чаще всего смотрит редакция "25-го кадра". Т.е. до ужаса субъективный топ. Впрочем, раньше вы не жаловались!
Субъективный топ №1
Субъективный топ №2 |
9. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 17:56 |
Кстати, Келли-то каким боком в список лучших мог попасть?) |
10. | koblenza | | 02.12.2010 18:21 |
сказки юга такие, что ух! на грани абсурда, бесподобны визуализации.
донни дарко, как прелюдия, разогрев пред первым блюдом. более снисходителен, с шикарным сценарием и подачей.
коробка - два часа тугого саспенса, оригинальные сцены, опять же.
стиль! самый прогрессивный и самобытный режиссер современности. без разжевываний и кормления потребителя, коли вникнуть в суть, то количество смыслов и аллюзий в сюжетах зашкаливает, что невероятно ценно. |
11. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 18:35 |
Смыслы и аллюзии - есть такое. Но какие-то некомфортные у него фильмы. И огромное количество всего и сразу выглядит классным лишь какое-то время, а затем ощущение крутизны пропадает, фильм заканчивается, а вокруг тебя недостроенный фантастический/религиозный/сказочный пейзаж. Не держатся все кубики как надо, цельности фильмам не хватает.
Келли, кажется, ценят за то же, за что и Линча - за то, что на экране происходит что-то непонятное, и даже пары просмотров может не хватить, чтобы оценить весь замысел (если его вообще возможно оценить). Но уж в таком случае я предпочту Линча, все-таки у него стаж побольше.
З.Ы. "Сказки Юга" не видел, может, они бы и изменили мое мнение) |
12. | koblenza | | 02.12.2010 18:41 |
сказки, как раз, то, что ты расписал)
а дарко и коробка, просты к восприятию как раз.
жевачки, "хиты на лето", что, как раз, и делают нолан с финчером, неперевариваю вообще.
режиссеры одного фильма, бк и мементо, остальное раздутое говнокино. ИМХО
ну ок, келли, мб и пролетает в топе журнала, всё же соседство бога меж финчером и ноланом напрягает. |
13. | koblenza | | 02.12.2010 18:43 |
как раз, как раз, как раз
не перечитывать посты - зараз и слить лишь в унитаз |
14. | Георгий Ковалев | | 02.12.2010 21:09 |
Баттон меня нисколечки не задел, стерильный мейнстрим. вроде и эпично, но пусто, выхолощенно. просто длинная красивая мелодрама. два балла по шкале Рихтера. Зодиак куда меньше стремится цепануть зрителя, и в то же время гораздо глубже и разносторонней.
Келли тоже люблю, только маловато у него пока работ... и уж на что я страшный фанат Донни Дарко (пересматривал двузначное число раз), но посылка получилась какой-то ерундистичной, хотя и занятной. |
15. | Игорь Талалаев | | 02.12.2010 21:46 |
В общем выходит, что Келли бог благодаря одному фильму - "Сказкам юга". Ну как-то для божества маловато эээ проявления божественной силы) |
16. | Антон Минасов | | 02.12.2010 23:32 |
Ясен пень Баттон никакая не замена Зоди в топе, ну и гораздо больше подходит "нефинчеру" дада)
Но так-то, так-то, КАК РАЗ, разумеется БК отнюдь не единственная и далеко не самая, не представляю как можно считать БК огого, а Семь, например, раздутым, не представляю вообще. Либо уж и то и другое любишь, либо оба - мейнстримовое игого косящее под идейность, чем оно в общем-то и является.
А режиссура лучшая в Зоди |
17. | koblenza | | 03.12.2010 02:30 |
в бк офигенная энергетика, филосовкий подтекст и популярный радикализм, заслуга паланика в основном, и всё же. он какбэ просто хороший фильм, но лучший относительно другого у него.
семь же,как раз, стандартный триллер абсолютно. |
18. | Игорь Снегирев | | 03.12.2010 05:45 |
Во нашла коса на камень: читать комменты нигилиста Коблензы и смешно и грустно. Воспринимать серьезно не получается совсем.
Финчер очень клевый. Топ годный (правда я "Баттона" больше "Зодиака" и "Соцсети" ценю). Выбор первых двух мест - эталон адекватизма! |
19. | Игорь Талалаев | | 03.12.2010 09:07 |
QuoteФинчер очень клевый. Топ годный (правда я "Баттона" больше "Зодиака" и "Соцсети" ценю). Выбор первых двух мест - эталон адекватизма! ППКС. А у нас такое с Игорем не часто происходит)Quoteв бк офигенная энергетика, филосовкий подтекст и популярный радикализм, заслуга паланика в основном Ага, но фильм все равно клево снят. Тот же Келли превратил бы текст Паланика во что-то гораздо менее стильное.
"Семь" - стандартный триллер, просто классический. Настолько стандартный, что сейчас чуть ли не каждый триллер сравнивают именно с "Семью") Нет, конечно, наш Архитектор считает, что "Пила" - круче, но это он так шутит, наверное. |
20. | Владимир Борисов | | 03.12.2010 12:02 |
Менять, разуммется, ничего не будем.
Да понятное дело, просто удивлен наличием Зодиака в топе.
--
После Хичкока все современные триллеры, включая такие "шедевры" Финчера, как "Семь" и "Игра, теряют свой лоск, красоту, а, главное, интересность. И ни капли не захватывают. |
21. | Антон Минасов | | 03.12.2010 13:44 |
Quoteсемь же,как раз, стандартный триллер абсолютно.
Да ладно тебе, Семь круче именно композицией, чем все эти Молчания ягнят и прочее вместе взятое, очень хорош атмосферой и тэдэ, но и, разумеется, не выпендривается какой-то философией в отличие от бк, а просто рассказывает историю |
22. | Игорь Снегирев | | 03.12.2010 16:30 |
Да понятное дело, просто удивлен наличием Зодиака в топе.
Вам определенно "понравится" 2-ое место (и его лучший фильм) нашего топа ;) |
23. | koblenza | | 03.12.2010 17:53 |
QuoteВо нашла коса на камень: читать комменты нигилиста Коблензы и смешно и грустно. Воспринимать серьезно не получается совсем.
Я уверен, что ты не знаешь значнение этого слова, раз определяешь им меня.
Переход на личности, попытки вскрыть, позиция стороннего наблюдателя - вот, что смешно, без грусти.
Не согласен на грани с возмущением, что какой-то нуб посягает на святыню? Распиши, чем хорош фильм, а не уподобляйся нюбу, что может безаргумметировано фыркнуть, отыгравшись этим и остаться сухим. |
24. | koblenza | | 03.12.2010 17:53 |
Антон, я не опровергал гармоничное сложение, не отрицал качество фильма. я просто написал, что он обычный и стандартен в своих приемах, структуре. Если кого и задевает это слово, и что ему нравится обычное, то тут уже надо расписывать тому человеку, почему он считает этот фильм "крутым, шикарным, выдающимся", а не мне, поскольку моя позиция априорно выигрышная. В самом деле, что можно расписать про обыденность?
Но я не отмажусь так изи и укажу, в чем оно, качество, проявлено здесь и вбивает "семь" в аналы, выделяя его средь десятков других собратьев жанровых про маньяков с неожиданной концовкой.
Титры, серьезно. Это немаловажная составляющия атмосферы, планку которой поднял рекламщик Сол Бэсс ещё в начиная с конца 60-х, насколько знаю и помню, сотрудничая с хичкоком, скорсезе и другими видными деятелями киноиндустрии, чьи картины стали столь популярны не без его участия. Заявив тем самым о титрах, как о способе, инструменте, приеме введения и нагнетения, чуть ли не отодвинув информативность.
Здесь планка была поднята ещё выше, задав новый уровень качества реализации и погружения в атмосферу фильма, которая тут , признаюсь, воссоздана довольно грамотно и резво, а как иначе? Но время пройдет, будут триллеры более прогрессивные, и сквозь призму нового, темп спадет, саспенс сойдет, атмосфера разредеет, и что остнется? Олсо, финчер, изначально при своем стремлении сделать, как учили, планировал вступление более традиционным и, КАК РАЗ, парни из компании бэсса убедили отойти от этой идеи и стилизировать титры под дневник, а имена шрифтом "от руки".
Вот, собственно, и всё, чем мне нравится семь (: |
25. | koblenza | | 03.12.2010 17:54 |
но, парни, при чем тут всё это и четвертое место кубрика, и где оправданность его прибывания в ряду с этими поцами, а?
ваш КО.
и Игорь (гл.ред), ты вообще пропускаешь многое мимо глаз и разума. бог - это кубрик, а не келли, отстань от келли, он обыкался уже.
чо ты там про игру и людей расписал..с пониманием закруглюсь.
не указ, но совет - надо набухаться и выспаться тебе, как следует. :)
зы. пришлось одно делать на три |
26. | koblenza | | 03.12.2010 17:55 |
про аналы - громко
тссс!
выделяет - да |
27. | Антон Минасов | | 03.12.2010 18:16 |
не знэ не знэ, обычность не выбивала бы, приемы у Семи стандартные, ну кроме может погоды и долгого диалога в машине, а страктура тру - очень много выбивающегося, в том числе и кульминация, заключающаяся не в поимке, а в коробке, да и даже не в коробке, а вообще, ну ты, думаю, сам понимаешь. БК тем временем, при большинстве приемов модернистских, но тоже не бог весть оригинальных, в структуре то чО, ну модное крутое кино, ну то же про Семь сказать можно, а юзать БК как что-то Большое, как Учебник, как Идею - ну это с определенного момента в нашем мире стало даже неприлично!
По Кубрику - скажу, хорошо, что он вообще попал, многие достойные и вовсе пролетели, ну предсказуемый Нолан в топе как бе намекает, я уверен. Причем он именно как режиссер довольно фуфлыжный, меня мучают сомнения, что многие голосующие за товарища не совсем понимают разницу между этим амплуа и конечным результатом. Т.е. например Нолан как режиссер не особо повинен в хорошем сцении Мементо или забавной задумке Иншипшена или игре Хита в ТР. Руку, разумеется, прикладывал, наверняка в Мементо была его идея с чб вставками (не знаю правда это тру или так себе, а?), и Леджера он похвалил и костюм одобрил, но режиссура-то, режиссура-то где.
А у Финчера/Кубрика она более чем на месте, это я к тому, что пусть один из них мейнстрим и снимает "обычные триллеры", а другой Великий Творец, все равно они оба ну как бе профы и знатоки дела, сидеть в кресле умеют/умели, потому и собственно тут. |
28. | Игорь Талалаев | | 03.12.2010 18:37 |
Quoteно, парни, при чем тут всё это и четвертое место кубрика, и где оправданность его прибывания в ряду с этими поцами, а? Ну сколько раз повторить можно, что персонажи топа попали в него тупо (тупо!) методом голосования. И Финчера упоминали чаще, чем Кубрика, вот он и выше. Как-то еще объяснить не могу. Сравнивать и заявлять, что Финчер круче Кубрика (раз он в топе выше) уж точно не буду. Потому что не круче. И потому что множество более талантливых режиссеров вообще не попало в топ. По той простой причине, что это топ симпатий, а не талантливости, а симпатии у каждого свои. Преклоняйтесь перед Эйзенштейном, а "Матрицу" все равно можно пересматривать)Quoteи Игорь (гл.ред), ты вообще пропускаешь многое мимо глаз и разума. бог - это кубрик, а не келли, отстань от келли, он обыкался уже. Слава богу, я уж думал, что речь о Келли. Хорошо, что не все так страшно. |
29. | IgRoman | | 04.12.2010 12:13 |
С третьим местом согласен, Финчер наше все. Но вот позиции фильмов должны были выглядеть следующим образом: снизу вверх "Зодиак", "Соц. сеть", "Игра", "Семь", "Бойцовский клуб". Имхо конечно же, а "Panic Room" и "Баттон" великолепны по своему, зато "Fight Club", "Seven", "The Game" вообще пересматривал недавно, по-моему слово пересматривал уже о чем то говорит
Спасибо, ждем первые два, надеюсь, а точнее уверен что Кэмерон будет |
31. | Игорь Талалаев | | 05.12.2010 17:35 |
Quoteуверен что Кэмерон будет Давайте что ли тотализатор организуем) |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 448 гость(ей) :
|
|