На втором месте топ-5 любимых режиссеров редакции "25-го кадра" с комфортом разместились сразу двое. Кто же это?..
ВТОРОЕ МЕСТО В ТОП-5 ЛЮБИМЫХ РЕЖИССЕРОВ "25-ГО КАДРА"
Джоэл Коэн (29 ноября, 1954),
Итэн Коэн (21 сентября, 1957)
5 место: "Перекресток Миллера" (1990)
Самый романтичный и ирреальный период в жизни американской мафии – тридцатые годы, шляпы и плащи, любого готовы посадить за продажу спиртного. Ирландские бандиты, про которых благодаря продюсерским стараниям Скорсезе сегодня все знают больше, чем нужно, хотят контролировать нелегальный приток алкоголя. Преступник-интеллектуал Том Рейган на фоне растущего напряжения решает, что неплохо бы связаться не с теми женщинами, перейти дорогу не тем мужчинам и вообще почувствовать себя живым.
Дешилл Хэммет, поставь он рекорд по продолжительности жизни, был бы, вероятно, сильно возмущен данным фильмом. «Перекресток Миллера» очень удобно устроился на фундаменте плодов творческого пути этого писателя, одного из отцов нуара и автора «Мальтийского сокола», однако легко миновал водоворот жанра и вполне в коэновском духе, очень тонко, по-умному посмеялся. Он переплюнул разом поступательное развитие нуара, и всякие нео, пост, прочие приставки, причем сделал это аккурат между могилами куросавовского «Телохранителя» и леоневского Человека Без Имени. Стал эталонным, но не напыщенным, а ироничным и отдающим отчет в известной недалекости субжанра, и умудряющийся заодно столь легко и непринужденно философствовать об этике, что критика пораскрывала рты и в страхе запихнула фильм в сотню лучших за много-много лет.
• Сцена со стоящим на коленях Джоном Туртурро упоминается в фильме «Двенадцать друзей Оушена».
• Два основных романа Хэммета, на которые опирается сценарий фильма – это «Красная жатва» и «Стеклянный ключ».
4 место: "Бартон Финк" (1991)
Классический театрал, режиссер и сценарист в очках Бартон Финк, способный лишь на одну удачную пьесу, едет в Голливуд писать для кинокомпании. Писать у него, разумеется, не получается, аморфные боссы не озабочены проблемами своего подчиненного, какой-то толстяк с подтяжками внушает смутную тревогу, а единственное светлое пятно на всей фабрике грез – девушка с открытки.
Устами своего героя братья так часто цитируют Камю, что того впору записать сценаристом. Это заметней прочертило бы скромный европейский вектор картины, а заодно добавило бы контраста между не совсем искренними идеалами Финка и фееричным упоминанием фамилии идола третьего Рейха. «Бартон Финк» – постмодернизм как он есть, нескрываемый диалог со зрителем, вместе с тем строго интровертное размышление на тему творчества и несовпадения соответствующих желаний и возможностей. Фильм, трактуемый от обыденных галлюцинаций несостоявшегося драматурга до джармушевского усмиряющего ада, терзаемый в равной степени и кровавым насилием, и грустной психологией амбиций – это такая квинтэссенция взглядов на жизнь двух талантливых людей на момент, когда пошел их четвертый десяток. Ну и тандем Туртурро с Гудменом – это не описать что такое.
• В фильме есть камео Барри Зонненфельда, который был оператором всех предыдущих лент братьев Коэн
• Именно «Бартон Финк» первым выиграл три главных награды Каннского кинофестиваля
• Ныряющая птица в финале – случайность, которую решили оставить в фильме
3 место: "Старикам тут не место" (2007)
Мосс находит сумку с деньгами и два сопутствующих ей неприятных элемента: мертвых мексиканцев и наркотики. Мафия нанимает рационального психа с верой в высший закон мироздания, чтобы отыскать Мосса, который проигнорировал два неприятных элемента. Местный шериф пьет молоко.
Вообще, коммерческий успех у Коэнов случился еще на «Фарго», но пресса накануне Оскара-2008 буквально задавила авторитетом и криками, мол, наконец-то, так что, пусть будет. «Старикам тут не место», к сожалению, достаточно поздняя для первого коммерческого успеха картина Коэнов, да и наиболее чуждая им из всех удачных (т.е. про покушения на бабушек мы просто забудем на время). МакКарти не Хэммет, да и Пулитцер попрестижней звания короля бульварности, но самое главное – в первоисточнике отсутствует почва для переосмыслений или привычного ироничного взгляда на серьезные проблемы. Фильм про осознание шерифом собственной непригодности самый неаддитивный у братьев, самый однозначный и уважительный по отношению к оригинальному тексту. Они здесь не бравируют знаниями, начитанностью, почти строго следуют изначальному нарративу и получают на выходе жизненную притчу такой невероятной силы и атмосферы, что их заваливают всеми основными Оскарами и дают в следующий фильм Брэда Питта.
• По книге Чигур определенно не ждал шерифа в номере мотеля, он успел добраться до своей машины и спрятаться там. Так Чигур не просто забрал деньги, а принес их крупному наркоторговцу и предложил работать вместе.
• Братья Коэн говорили, что во время съемок источниками вдохновения для них служили фильмы Сэма Пекинпы.
• В фильме не играет музыка
2 место: "Большой Лебовски" (1998)
Чувак по имени Чувак носит такую же фамилию, как и влиятельный миллионер в инвалидном кресле с хипующей дочерью и лощенным помощником, раздающим ковры. Важную роль в истории играет боулинг, правило Nobody fucks with the Jesus и ковбой.
Марш по развалинам нуара продолжается с удесятеренной силой, выглядящий на фоне хирургического «Перекрестка Миллера» ядерной бомбой в пять килотонн «Большой Лебовски» все равно умудряется оставаться одним из самых любимых, смешных и родных фильмов братьев Коэн, до основания растащенным на цитаты. И всегда умилительно читать очередные комментарии о непонимании роли печальной судьбы Донни в этой комедии, или пересматривать «Бойцовский клуб», зная, что Финчеру хватило смелости выпустить его всего лишь через год после знакомства зрителей с забавной бандой нигилистов…
• Образ Чувака был срисован с Джеффа Дауда, промоутера независимого кино
• Премьера фильма на фестивале «Сандэнс» прошла не слишком успешно, критики выражали недовольство качеством диалогов
• Основным героям фильма соответствуют определенные музыкальные композиции
• Газета The Independent назвала «Большого Лебовски» первым культовым фильмом эпохи интернета
1 место: "Серьезный человек" (2009)
Просто хорошее начало:
"Просто кровь" (1984)
Доброе кино про киднепинг:
"Воспитывая Аризону" (1987)
Декоративная история клерка:
"Подручный Хадсакера" (1994)
Смешная трагедия в снегах:
"Фарго" (1995)
Поющие уголовники:
"О, где же ты, брат?" (2000)
Тоже стильно:
"Человек, которого не было" (2001)
И у них была попса, но какая:
"Невыносимая жестокость" (2003)
У всех случаются провалы:
"Игры джентльменов" (2004)
Официальное пособие по кретинизму:
"После прочтения сжечь" (2008)
Антон Минасов
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<