ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЕРНАЯ КНИГА (EVIL DEAD)
2013, США, 91 мин.
Жанр: ужасы
Режиссер: Федерико Альварес
В ролях: Джейн Леви, Шайло Фернандез, Лу Тэйлор Пуччи, Джессика Лукас
МНЕНИЕ "ЗА"
Когда зритель слышит о разработке новой версии ранее изданного фильма, то уже чуть ли не на генетическом уровне настроен негативно, потому что за последние пару десятков лет успешные и действительно стоящие ремейки можно пересчитать по пальцам. Такое пренебрежительное отношение создателей новых проектов к оригиналу базируется лишь на коммерции, естественно, и на отсутствии новых идей, поэтому скептицизм у нас в крови. Культовую трилогию «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми хоррор-фэны любят и уважают, регулярно пересматривают, численность базы поклонников растет и растет. С появлением первых сведений о съемках ремейка все до единого ужасались этой новостью, ведь не так давно вышел «Кошмар на улице Вязов» Бейера, который с треском провалился и в очередной раз доказал, что культовая жанровая классика – это святое и трогать ее нельзя.
То, что происходит сейчас – уникально; после выхода трейлера многие фанаты одноименного фильма 1981 года дали ему надежду, забросив всю свою гордость далеко и подальше. Перед нами, наверное, чуть ли не самый ожидаемый ремейк последних лет эдак десяти. Веру в проект подкреплял тот факт, что Брюс Кэмпбэлл, Сэм Рэйми, Роберт Дж. Тейперт (создатели оригинала) выступают здесь в качестве продюсеров. Разработку нового фильма доверили малоизвестному режиссеру Федерико Альваресу, но за съемочным процессом приглядывал и сам Рэйми. Полнометражный дебют Альвареса получился одним из самых ужасающих фильмов на нашей памяти (в хорошем смысле этих слов).
Сюжет картины претерпел лишь косметические изменения: теперь вместо отдыха на уик-энд, молодая компания приезжает в богом забытую хижину с благородной целью - излечить от наркозависимости свою подругу. Разумеется, пережить ломку просто так нельзя, ребята обращают внимание на гнилой подвал, в котором висят не менее гнилые домашние животные и находится нечистая черная книга. Новая версия сохранила оригинальные идеи первоисточника и приукрасила его идеальной картинкой: Альварес сохранил консерватизм фильма 81-го года, но аккуратно дополнил его современными визуальными обработками, по минимуму, чтобы выглядело все наиболее реалистично и ужасающе. Постановщик отметил, что если зрители поддержат его в прокате, то уже намеченный сиквел будет еще более ошеломляющим. Что может быть лучше режиссера, по-настоящему уважающего первоисточник?!
В ролях заняты неизвестные актеры, но в то, как они показывают вселившихся в себя нечистей, изображают ужас и отвращение, пугают зрителя и шалят с его нервами, раскрывается прежде всего их личная заинтересованность в качестве данного проекте.
После многолетнего затишья в хоррор-жанре этот проект феерично выстреливает и взрывается фейерверком в небе, заставляя зрителя не только с извращенным наслаждением смотреть на все происходящие непотребства, но и ждать следующего залпа. Куча зверской расчлененки, ручьи крови и густонаселенные злобные кусты – слабонервным лучше отказаться от просмотра, а любители жанра по достоинству оценят изобретательность «Зловещих мертвецов». А сцены в подвале с участием одной из героинь фильма даже превосходят по саспенсу тот самый момент из «Звонка», где мертвая японская девочка вылезает из колодца. Если сравнение франшизы с автомобилем уместно, то «Черная книга» – это мощный спорткар, едущий в нужном направлении. И этот спорткар еще может ускориться.
Василий Кучмистый
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Можно по-разному относиться к такому явлению, как трилогия о зловещих мертвецах Сэма Рэйми, ибо это как раз один из тех редких случаев, когда вроде бы уже обретшая культовый статус картина (а вернее все три) до сих пор делит зрителей на два лагеря. И как раз это более чем логично – «Зловещие мертвецы 2» при всех своих достоинствах, по сути, повтор первого, более серьезного хоррора. Да и юмор там максимум на уровне «Тома и Джерри», и спецэффекты по современным меркам смешные, и даже Брюс Кэмпбелл в двух сиквелах только и делал, что валял дурака. Но как раз в этом и было очарование столь знаменитого франчайза, не смотря ни на какие упреки со стороны яростных синефелов, сравнивающих «Мертвецов» с творчеством Ардженто, Карпентера и прочих заслуженных мастеров жанра, занимающихся несколько другими вещами. Ближайший аналог скорее Питер Джексон, выступивший, впрочем, уже после Рэйми, и не менее талантливо.
А меж тем с самого начала было интересно, как подойдет к возложенной на него задаче Федерико Альварес, уроженец Уругвая, получивший карт-бланш на дебют, за который многие начинающие хоррор-мейкеры убили бы! Пусть даже немного абсурдной выглядит идея переснимать в третий (!) раз одну и ту же историю, ведь в новом веке создатели наконец смогли совсем не сдерживать себя, после таких примеров современного эксплотейшна, как «Лихорадка» или «Хостел», полученные от другого любителя бессмысленной жестокости Элая Рота.
Наверное, будет как-то слишком предвзято заявлять, что снимать такое вот кино после недавней «Хижины в лесу» – это не что иное, как проявление отчаянной твердолобости со стороны создателей. Взять в прошлом уже обновленную концепцию, убрать из нее все новаторство, притвориться, что никакой реанимации современного ужастика как бы не было - либо это смелость во имя какой-нибудь необычной идеи, либо это глупость. В нашем случае это, увы, последнее. Не считать же возведение в абсолют гипертрофированной жестокости за ту самую изюминку, благодаря которой можно простить картине и фактически полное отсутствие эстетических решений (практически в любом хорошем ужасе они есть), и полное, просто тотальное следование типичным штампам, осмеянным чуть больше года назад.
Да и если честно, вся суть претензий сводиться к тому, что в первую половину на экране можно было наблюдать вовсе откровенную халтуру, к тому же поданную зрителю с совершенно серьезным лицом. Лечение от наркотиков в забытом богом домишке на опушке глухого леса, вместо профессионального ухода в специализированной клинике? На это можно не обращать внимания, все-таки глупость героев – и есть двигатель сюжета. Это не значит, что стоит закрывать глаза на следующие логические неувязки; обнаружив в подвале с дюжину дохлых кошек, главные герои даже и не подумали о том, что «колдуны вуду» могут бродить где-то поблизости. «Позже закопаем, и вонь исчезнет» – если процитировать дословно. А как быть с отважными борцами с нечистью (в прологе один из них убивает во имя высшей цели собственную дочь), отчего-то оставившими черную книгу в подвале обжитого дома (в конце концов, если не сжечь – то хотя бы закопать). И это не говоря о самой наркоманке, с легкостью сбегающей от своих друзей-надзирателей, бегущих в след уезжающей машине пешим ходом (!), словно желая опровергнуть и без того шаткие в кинематографе законы физики. И это уже не вспоминая о том, что вырвалось зло благодаря исключительной логике Эрика, упорно игнорирующего все предостережения, коими были щедро разбросаны быстро перелистываемые им страницы. А компенсировать все эти глупости совершенно не чем, за исключением, пожалуй, эффектного эпизода проникновения демонической сущности в Мию, пусть даже это и всего лишь повтор из оригинала тридцатилетней давности. Вот только у Альвареса подобное вселение выглядело совсем не шуточным – один из немногих плюсов отказа от самоиронии.
Тем не менее, авторы, хоть и ужасно медленно, но к концу таки умудрились раскачать лодку. Да так, что в финальные пятнадцать минут с напряжением начинаешь следить за схваткой очень уж живучих героев со сразу несколькими исчадиями ада; откуда ни возьмись появляются изобретательные операторские решения, стилистические изыски, а пещерные методы, которыми постановщик руководствовался до самого конца, заряжают действие практически кинетической энергией, присущей Тоубу Хоперу в его лучшие годы. От того еще более грустно по окончанию сеанса, когда мыслишь исключительно в направлении «Вот бы весь фильм был таким!»...
Александр Гофман