ЧУДО (WONDER)
2017, США-Гонконг, 113 мин.
Жанр: драма, семейный
Режиссёр: Стивен Чбоски
В ролях: Джейкоб Тремблей, Оуэн Уилсон, Изабела Видович, Джулия Робертс, Марк Доцлав, Рукия Бернард, Дженнифер Марч
В последнее время в России слово «толерантность» считается ругательным. На общечеловеческом языке оно означает быть снисходительным к тем, кто на тебя не похож. Но в России «непохож» – это педофил, насильник, или сексуальный девиант. Кто так считает, тому лучше не смотреть фильм Стивена Чбоски «Чудо». Потому что о сексе там даже и не упоминается. В фильме речь идёт о существе, которое все
нормальные люди считают уродом. Просто у него такое генетическое заболевание, что для
нормальных людей он выглядит уродом.
Помните фильм «Маска»? Не тот, что с Джимом Керри, другой, снятый Питером Богдановичем в 1985-м, о мальчике с генетическим заболеванием. Его не пускали на аттракцион в Лунапарке под предлогом того, что «дебилам сюда входить запрещено». С тех времён мало что изменилось.
Как поступить родителям мальчика, когда все толерантные люди в один голос называют его уродом, не озаботясь узнать его получше? Его внешность вызывает отвращение, но его личность – это не внешнее уродство. Сам он еще не вполне осознает это, и если останется в изоляции от людей, то так и не узнает о том, что он
урод. Но надо ли изолировать ребенка от людей и от внешнего мира?
Этот вопрос пытаются решить Джулия Робертс в роли мамы и Оуэн Уилсон в роли папы. В современных условиях это не самый жизненный вопрос. Если вспомнить предысторию, то на ум приходит сказка Оскара Уайльда «Звёздный мальчик» (российская киноверсия по мотивам произведений Уайльда). Там есть персонаж, очень уродливый малыш, который остаётся счастливым, жизнерадостным и весёлым до тех пор, пока не видит своё отражение в зеркале. Современное зеркало – это соцсети, и от них невозможно оградить своё чадо, даже заперев его в квартире навечно.
Мальчик пытается найти своё место среди сверстников (этим сюжетом уже не удивить), и тем не менее, это универсальное средство для достижения зрительского эффекта: мало кто из зрителей скажет, что оно неактуально. Даже если ребёнок вписывается во внешние стандарты социума, он испытывает трудности в социализации. В этом и заключается двойственность данного фильма: любой школьник испытывает подобное, но авторам важно было утрировать происходящее, доведя обыденность до грани, нет, не древнегреческой трагедии, но политически ангажированного выпада в сторону требующего толерантного отношения меньшинства, которое большинство, не сомневаясь, относит к категории
уродов.
Исполнитель главной роли Джейкоб Тремблей великолепен, несмотря на тонны грима на его лице. Это не комплимент, дети-актёры зачастую переигрывают своих профессиональных партнеров. Они не профессиональнее, они естественнее, они не играют, они живут этим. При этом сам фильм достаточно честно обходится со зрителем: доброта – это не всё, что нужно для счастья. Доброта не панацея, хотя и необходимое условие для выживания.
Этот фильм можно с полной уверенностью назвать слезоточивой мелодрамой – и это единственное, что мешает воспринимать его всерьёз. Другое название – слезовыжималка, усиленная грандиозным актёрским составом. При этом даже законченный пессимист от кино не может не признать определённого очарования и выраженного в названии посыла: самый лучший из миров тот, где чудо возможно, даже если это кинематографическое преувеличение.
Галина Полякова
В кинотеатрах с 16 ноября