Третий сезон «Настоящего детектива» удачно использует приёмы, наработанные ещё первым, что несколько смазывает общее впечатление. Но даже так он остаётся одним из лучших сериалов года.
НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ. 3 СЕЗОН (TRUE DETECTIVE. SEASON 3)
2019, США, 60 мин.
Жанр: детектив, триллер, драма
Количество серий: 8
Режиссёры: Ник Пиццолатто, Дэниэл Сакхайм, Джереми Солнье
В ролях: Махершала Али, Стивен Дорфф, Кармен Эджого, Рэй Фишер, Скут МакНэри, Скотт Шеперд, Мэми Гаммер
PREVIOUSLY
Американец итальянского происхождения Ник Пиццолатто родился в небогатой католической семье в Новом Орлеане. Тяжёлые детство и юность оставили след в судьбе молодого человека – прошлое вдохновило его на создание одного из самых эффектных сериалов десятых годов.
Первый сезон «Настоящего детектива» вышел в эфир в 2014 году и произвёл настоящий фурор среди любителей неглупых телешоу и специалистов. Поднятые им философские вопросы вкупе с напряжённым сюжетом, тягучей атмосферой юга Соединённых Штатов, отличным актёрским дуэтом МакКонахи-Харрельсон и умелой режиссурой Кэри Фукунаги («Джейн Эйр», минисериал «Маньяк») возвели произведение в ранг небожителей.
Громогласный успех позволил создателям начать разработку продолжения. Однако второй сезон сериала не стал хитом: стилистически он заметно отличался от своего предшественника, был куда более прямолинейным и не мог похвастаться единообразием – телепостановку сняли семь разных авторов.
Несмотря на относительную неудачу, вскоре была анонсирована третья часть сериала. У ТВ-шоу сменился шоураннер. Теперь за проект всецело отвечал Пиццолатто. Кинематографист, являющийся ещё и успешным писателем, пообещал, что в новой главе «Настоящий детектив» вернётся к истокам и, возможно, со временем станет даже более влиятельным, чем его предшественник.
Премьера третьего сезона состоялась 13 января 2019 года на телеканале HBO и собрала многомиллионную аудиторию по всему миру. А в честь этого события в нескольких городах нашей страны прошли специальные показы двух первых серий «Настоящего детектива» в избранных кинотеатрах. Слова продюсера оказались отчасти правдивыми – повествующий о трагическом происшествии в провинциальном городке, охватывающий события, растянувшиеся на три с лишним десятилетия, сериал получил в целом положительные оценки со стороны прессы и зрителей. Хоть и не сумел превзойти первый сезон. Но обо всём по порядку.
СЕЗОН №3
Новая история начинается в 1980 году в регионе Озарк. Детективы-напарники Уэйн Хэйс и Роланд Уэст получают задание расследовать исчезновение двух детей. Дело оказывается запутанным: количество подозреваемых растёт с каждым днём – из их числа не удаётся вычеркнуть даже родителей ребятишек, – а местная полиция будто нарочно ставит палки в колёса главным героям. Всё усложняется, когда Уэйн в ходе одного из допросов знакомится с учительницей арканзасской школы – обаятельной и чертовски сексуальной Амелией Рирдон. Расследование завершается драмой, но спустя десять лет всплывают новые подробности пропажи детей, и дело открывают вновь. За него берутся старые приятели. А ещё через двадцать пять лет у уже пожилого, страдающего частыми провалами памяти детектива Хэйса берут интервью, в котором пытаются выяснить подробности давно минувших дней.
Структурно третий сезон действительно очень близок к первому. Тут вам и вкрапления мистики, и неспешный темп, сильно идущий эстетике «Настоящего детектива», и пространные, но ёмкие диалоги о смысле жизни, потаённых человеческих желаниях, ответственности, о добре и зле. Но сходства на этом не заканчиваются. Нелинейная структура подачи материала, когда зритель перманентно переносится, то в 1980-й, то в 1990-й, то в 2015-й годы, напоминает о злоключениях Раста Коула и Марти Харта. Тасуя временные пласты, Пиццолатто умело нагнетает интригу, то чуть ускоряя, то сбавляя обороты. Чем ближе мы подбираемся к финалу, тем чаще эпизоды из прошлого и настоящего сменяют друг друга. Тайны раскрываются постепенно и, как часто это бывает в классических детективах, вертикальные истории благополучно чередуются с горизонтальными арками, а вовлечённость зрителя достигается преимущественно отождествлением с протагонистами.
Так, Хэйс неслучайно представлен ветераном войны во Вьетнаме. Он был разведчиком, и его уникальные способности, а также немалый опыт за плечами не раз помогут в деле об убийстве. Кроме того, герой намеренно изображён израненным и ищущим. Посттравматический синдром, отголоски которого в неявном виде проступают в характере персонажа, а также склад его характера делают из Хэйса человека, который никогда не сможет остановиться. Он жаждет найти и покарать зло. Пусть даже в качестве разменной монеты могут оказаться его семья, дети, работа или верные друзья. Он не остановится ни перед чем. Но почему это так важно для него? Почему, в отличии от своего напарника Роланда, Уэйн настолько сильно стремится к истине, к правосудию?
Всё дело в том, что написанная Пиццолатто история принадлежит к разряду архетипических. Это вечная, испепеляющая души погоня за инфернальным, но обезличенным злом. Невозможно поймать того, кого нельзя увидеть, не получится встретиться лицом с лицом с тем, с кем нельзя поздороваться за руку и, что самое важное, не выйдет побеседовать с тем, кого априори не существует. Нет способа, делая шаг за шагом, склоняясь то к свету, то ко тьме, устоять перед величайшими соблазнами, остаться чистым и беспорочным.
Метафизическое странствие Уэйна Хэйса – долгое, сложное, извилистое – состоит из череды проб и ошибок, успехов и неудач, взлётов и падений. Служитель порядка страстно ищет зло и никак не может его отыскать и победить, потому что глубоко внутри является идеалистом, потому что желает того, что неосуществимо в теории. В теле половозрелого детектива томится инфантильный подросток, только-только узнавший правду о природе человека и не желающий мириться с несправедливостью и пороками мира. Его главная беда заключается в том, что все грехи, против которых он борется, находятся в том числе и в нём самом. Он – одновременно враг и друг самому себе. Именно поэтому сражение это изначально обречено на провал, именно поэтому длинный путь его к истине никогда не закончится, именно поэтому душа детектива никогда не сможет найти покой.
Однако авторы телесериала нашли способ усидеть на двух стульях. Используя хитрый приём, они дарят Уэйну Хэйсу надежду на счастье, но вместе с тем показывают, что персонаж остаётся верен своим идеалам и принципам. Всего одно маленькое допущение, и мы получаем неоднозначный, но единственно верный в данном случае финал. Все сюжетные детали оказываются собраны воедино, ни один из ключевых поворотов не выглядит лишним, и даже оборванная, казалось бы, на полуслове линия жены главного героя Амелии не кажется незаконченной.
В противовес Хэйсу Роланд Уэст, очевидно названный так в честь известного американского режиссёра начала XX века, снимавшего фильмы в жанре нуар, – человек совсем другого порядка. Он в гораздо большей степени конформист, нежели бунтарь и борец за справедливость. Посредством его дурацких шуток и лёгкого отношения к жизни в сериале возникает витальность – зритель воодушевляется и вспоминает о своих неоконченных делах и позабытых желаниях. Роланд не заморачивается над решением сложных задач и не желает постичь непознаваемое; он просто хочет жить в своё удовольствие. Не творить зла – это его способ привнести в мир добро. Разумеется, в силу этих различий между ним и Хэйсом на определённых этапах их взаимоотношений возникает конфликт.
Хотя и Уэст не остаётся безучастным, когда видит, насколько жестокими и бесчеловечными порой бывают люди. Трогательная сентиментальность сочетается в нём с заразительной простоватостью. Роланд гораздо ближе и понятнее зрителю. Он является путеводной нитью для смотрящих сериал, почти всегда при этом оставаясь в тени Хэйса.
Ещё один важный персонаж, помогающий лучше раскрыться детективу – героиня Кармен Эджого. Во взаимоотношениях Амелии с Уэйном можно найти ответы на многие вопросы. В отлично прописанных диалогах мужчины и женщины хорошо различимы и дикая страсть, и искренняя любовь, и тупое непонимание, и молчаливая неопределённость, и удушающий страх. Концептуалист Пиццолатто, выступивший на проекте единственным сценаристом, мастерски жонглирует настроением, персонажами и историей, создавая законченное, примечательное во всех отношениях полотно.
Он рисует мрачную, но не лишённую намёков на благополучное разрешение картину о поисках себя в огромном, как безбрежное предштормовое море, агрессивно настроенном мире. Выживание здесь не тождественно победе. Триумф над противником – не синоним окончанию поисков. Не зря события третьего сезона сериала растянуты во времени на 35 лет – за такой срок чуть легче отследить изменения, которые происходят с Уэйном Хэйсом и остальными. Впрочем, перемены эти носят преимущественно внешний характер.
Напротив, все коллизии, происходящие с героями, лишь подтверждают теорию о том, что лучший способ привнести в этот мир светлое и прекрасное – постараться обуздать собственных демонов. Большая удача для «Настоящего детектива», что все эти мысли поданы не в прямом виде. Они завуалированы и приукрашены. Более того, в каждой из временных линий внутренний конфликт Хэйса пусть и имеет общие корни, внешне продемонстрирован по-разному: в 1980-м – это шрамы от войны и проблемы расизма, постоянно всплывающие где-то рядом с героем, в 1990-м – сопротивление слепой государственной машине, мешающей расследованию, и семейные неурядицы, в 2015-м – борьба с надвигающейся деменцией и тягостные воспоминания о прошлом.
Уэйна Хэйса играет оскароносный Махершала Али. Актёр известен тем, что часто меняет привычное амплуа. Он уже был утончённым эстетом в «Зелёной книге», опытным наставником не без греха в «Лунном свете», хитроумным политиканом в «Карточном домике». В третьем сезоне «Настоящего детектива» артист превратился в терзающегося следопыта. Интонации, мимика и движения его героя отыграны на впечатляюще высоком уровне.
В совокупности с замечательной работой художников-постановщиков и гримёров, умело «состаривших» Али и других артистов для ролей их персонажей в 2015-м, напрочь забываешь, что перед тобой художественное произведение – хочется, чтобы герои так и не раскрыли преступление, дабы наблюдать за игрой актёров ещё и ещё. Обаятелен и Стивен Дорфф в роли Роланда Уэста. Актёра вы можете знать по сериалу «Женаты и с детьми», кинокомиксу о Блэйде и байопику «Джонни Д.». Не так много в телепостановке Скута МакНэри (сериал «Фарго», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Полночный поцелуй»). Но когда он появляется в кадре, всякий раз замираешь и следишь за игрой актёра с придыханием. Совсем скоро мы сможем увидеть американца в новой картине Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».
Большой ложкой дёгтя в пузатой бочке мёда оказываются постоянные сюжетные пересечения сериала с культовым первым сезоном. При всех своих достоинствах сценарий не оставляет чувства, что все ходы, которые использует Пиццолатто, мы совсем недавно где-то видели. Ещё более значительной проблемой стал выбор режиссёра. Первоначально планировалось, что сериал целиком снимет Джереми Солнье – создатель отмеченных на Каннском кинофестивале «Руин прошлого» и «Зелёной комнаты». Однако между ним и шоураннером пробежала кошка, и после двух первых эпизодов американец покинул проект. Вакантное место занял Дэниэл Сакхайм – постановщик чуть менее талантливый, но опытный в съёмках сериалов («Доктор Хаус», «Лучше звоните Солу», «Бойтесь ходячих мертвецов»). Также две серии снял сам Пиццолатто.
Мастерство, с которым эти двое разукрашивают мир Уэйна Хэйса красками, не позволяет причислить третий сезон «Настоящего детектива» к по-настоящему значимым произведениям. Он хорош, увлекателен, качественен, но и только. За смыслами, которые вложили в продукт авторы, за приёмами, при помощи которых Пиццолато и остальные ведут свой неторопливый рассказ, не разглядеть руку признанного мастера. Первый сезон телесериала был глотком свежего воздуха, третий же похож на использование астматиком пикфлоуметра. То, что у Фукунаги было естественным и визуально притягательным, у Пиццолато и Сакхайма выглядит искусственным и предстаёт в искажённом виде. А частое использование клиффхэнгеров совершенно точно не добавляет «Настоящему детективу» лишних баллов.
ПЕРСОНАЖИ
Главный герой сериала – Уэйн Хэйс в исполнении замечательного Махершалы Али. Но кроме явно выделяющегося протагониста есть в антологии и другие заслуживающие внимания персонажи. Это и его более приземлённый, простой в понимании напарник Роланд Уэст, и обольстительная femme fatale Амелия Рирдон, и преисполненные горя родители пропавших детей Том и Люси Пёрселл.
Уэйн Хэйс (Махершала Али)
Плюсы: имеет аналитический склад ума, физически развит, опытен, любвеобилен, стильно одевается. Никогда не остановится, если не доведёт дело до конца. Умеет признавать собственные ошибки. Хороший друг и отличный детектив. Обладатель впечатляющего мужского баритона. Скромен, системно мыслит.
Минусы: излишне эмоционален, правдолюб со склонностью к критическому самоанализу. Обладает тонкой душевной организацией, не раз подводившей его к неприятностям. Скрытен, молчалив и упрям, своенравен, не всегда идеальный семьянин. В старости страдает частыми провалами в памяти.
Роланд Уэст (Стивен Дорфф)
Плюсы: знает своё место, хваток, деловит, обладает неплохим чувством юмора, амбициозен, прост в общении, дружелюбен. В сложной ситуации всегда подставит товарищу плечо. Невысок ростом, но в целом пользуется популярностью у противоположного пола. Любит собак.
Минусы: не любит выделяться, немного ленив, в 1980-м носит странную причёску. Вспыльчив, нетерпелив, злопамятен. В ответственных ситуациях не всегда принимает верное решение. Медленно думает и небыстро делает.
Амелия Рирдон (Кармен Эджого)
Плюсы: красива и оттого знает себе цену, умна, имеет писательские таланты, умеет очаровать мужчину и с толком пользуется этим даром. Заботлива, хорошая хозяйка и замечательная родительница.
Минусы: красива и оттого тщеславна, расчётлива, склонна к конфликтам, непостоянна, высказывает своё мнение по любому вопросу. Как и всякая женщина, непостоянна в своих желаниях, порой – жестока в проявлении чувств. Не всегда правильно чувствует своего партнёра.
Том Пёрселл (Скут МакНэри)
Плюсы: честен, любит свою работу и никогда не отлынивает от неё, жаждет справедливости, мечтает об идеальной семье. Жалостливый, романтичный, благородный, ответственный.
Минусы: слабоволен, инфантилен, на определённом жизненном отрезке много выпивает и мало думает головой. Мстительный, очутившийся на дне бытовой ямы человек, почти не представляющий, как из неё выбраться.
Люси Пёрселл (Мэми Гаммер)
Плюсы: любит своих детей, хоть и не подозревает, насколько сильно. Не утратила остатков совести. В глубине души – добра и порядочна. Предприимчива, энергична.
Минусы: неразборчива в половых связях, непринципиальна, имеет пагубные пристрастия и слабость к деньгам, коварна. Не следит за собой. Необразованна, бескультурна. Погрязла в пороках и не знает, как из них выбраться.
На сегодняшний день «Настоящий детектив» – сильный бренд, привлекающий известных актёров и неплохих режиссёров. Это сериал, который интересно смотреть и любопытно обсуждать. Запоминающиеся герои, отсылки к значимым кинематографическим произведениям прошлых лет, постоянно держащий в напряжении детективный сюжет и немалая доля философского героического пафоса привлекли к экранам миллионы зрителей по всему миру. Но есть ли будущее у главного детища Ника Пиццолатто? Конечно. Можно ещё придумать не одну трогающую сердце историю, есть множество возможностей создать интеллектуальное и завораживающее зрелище, не выходящее при этом за рамки мейнстрима.
Третий сезон повествует о борьбе с внутренним злом и заточен на поиске правды. Как и всегда, правда эта оказалась для каждого своя. Кто-то нашёл её на смертном одре, кто-то постиг истину, формально при этом оставаясь в неведении, а некоторые так и не смогли узнать то, чего так хотели. Сериал будут пересматривать хотя бы из-за отличных актёров, интригующего сюжета и стильной визуальной составляющей.
Новая глава «Настоящего детектива» в очередной раз подтвердила, что начало XXI века – это время, когда сложные и апеллирующие к думающему зрителю истории отправились на телеэкраны. Это время, когда всё большую роль начинают играть стриминговые сервисы.
Печально-воодушевляющая история семьи Пёрселл вряд ли подарит какие-либо откровения, но может стать отличным вечерним подарком – увлекательным детективным киночтивом, в которое так и тянет погрузиться с головой после напряжённого рабочего дня или томительных многочасовых лекций в институте.
Геннадий Гусев